Таджикистан отсеивает большую часть афганских наркотиков
Душанбе, 11.12.2015 (НИАТ «Ховар»).- В СМИ участились публикации, когда частные случаи наркобизнеса выдаются за тенденцию, а Таджикистан несправедливо называют основным виновником «наркотической волны». Подобную позицию занял Д.Казимов в статье «Наркотики Таджикистана – большая опасность для соседей» (сайт «ЦентрАзия»). Как говорится, зри в корень. Искать первопричину наркотического бедствия следует южнее, в афганском направлении. А Таджикистан, наоборот, как раз и является тем заслоном, шлагбаумом и «ситом», которое отсеивает большую часть нарковеществ на их пути в Россию и страны ЕС.
По оценкам управления ООН по наркотикам и преступности, с начала проведения в 2001 году международной операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане производство героина увеличилось в 50 раз и приобрело индустриальный характер. Суммарный доход криминальных структур в ИРА от наркоторговли составляет порядка $3,5 миллиарда, а совокупный доход и соответствующая мощь транснациональных структур от наркооборота в 25 раз больше: порядка $100 миллиардов. Если ранее в ИРА производился сырой наркотик — опиум, то, сейчас уже здесь его в промышленных масштабах перерабатывают в героин, который имеет меньшие габариты, что упрощает процесс контрабанды. Доля Афганистана в мировом производстве опиатов достигла 95%, что составляет порядка 55% его ВВП. В 2014-15 гг. 19 афганских провинций из 34 имели посевы опийного мака. По предварительным данным ООН, в 2015 году посевы опийного мака увеличились до 230 тыс. га. В 2014 году в стране было произведено 5,5 тыс. тонн наркотиков. За 2015 год эта цифра приблизилась к 8 тыс. тонн. Ситуация получила название наркоэкономики. Афганистан причислен к наркогосударствам. Эта угроза способна подорвать устои чужой государственности и целенаправлена на уничтожение демографического потенциала, причём не только нынешнего, но и будущих поколений, т.е. генофонда наций.
В международной переброске наркотиков из Афганистана принимают участие более полумиллиона человек. Ежегодный оборот от этой торговли исчисляется десятками миллиардов долларов. «Северным маршрутом» ежегодно перемещается более 30% от общего объема наркотиков, производимых в Афганистане. Их поток идёт и в Европу, но среднеазиатские республики и Россия оказываются одними из самых близких и самых подверженных наркотрафику территорий. По данным ФСКН РФ, более 90% героина на российском чёрном рынке афганского происхождения. Напомним, что военные действия талибов и джихадистов «ИГ» также не обходятся без наркостимуляторов, которые те принимают для поддержания тонуса, выносливости, устранения страха, совести и жалости к невинным жертвам.
Д.Казимов предъявляет незаслуженные претензии к таджикским «погранцам» и Агентству по контролю за наркотиками РТ (АКН). Между тем, благодаря их слаженным действиям, до основного пункта назначения – России и стран ЕС доходит меньшая предназначенная для них часть. С начала 2015 года в РТ правоохранительными органами и силовыми ведомствами было изъято 3 690,587 кг наркотических средств. В период с 2013 года по настоящее время в приграничных с ИРА районах произошло 40 боестолкновений с контрабандистами. Во время проведения спецопераций были убиты 25 наркодельцов и более 20 человек из числа контрабандистов получили ранения. Таджикистан является буферной зоной для стран ЦА, России и Европы на пути незаконного проникновения наркотиков. Он занимает 6 место в мире по количеству изъятых нарковеществ. Кстати, 5 декабря с.г. в АКН Таджикистана установили новую мощную и современную печь для уничтожения различных видов изъятых наркотиков. В старой печи с конца 2001 года в АКН было сожжено более 15 тонн разнообразных наркотических средств.
Понятно, что с учетом географического и геополитического положения, большой протяженности внешних границ с Афганистаном, территория Таджикистана остается одним из каналов транзитной переброски героина и опия в государства Центрально-азиатского региона, Россию и Европу. Пути и методы транспортировки наркотиков постоянно совершенствуются. Пограничники учитывают все изощрённые способы их перемещения и сокрытия: в таре с различными сельхозпродуктами; вшитые упаковки в подкладку одежды и обуви; внутриполостной метод и др. Новые технологии вносят свои коррективы. Наркодельцы используют банковские системы, современные тайники и возможности связи по интернету.
Д.Казимов сетует на то, что транзит нарковеществ через Таджикистан доставляет немало хлопот соседним государствам. Но не упоминает о том, что правоохранительные органы РТ активно взаимодействую в этом направлении со спецслужбами России, Казахстана и Кыргызстана. Так, в апреле 2015 года таджикскими и кыргызскими пограничниками совместно обезврежена транснациональная наркогруппировка, в течение последних 15 лет занимавшаяся переправкой нарковеществ из ИРА в РТ и далее через Кыргызстан, Казахстан в Россию под прикрытием международных грузоперевозок. Задержаны более десяти её членов из числа граждан РТ, КР и РФ. Из незаконного оборота изъято около 180 кг героина. Правда, в основном, межгосударственное сотрудничество ограничивается уровнем простого обмена информацией в отношении лиц, причастных к наркобизнесу и их возможных преступных планах. Согласно Хартии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) от 7 июня 2002 года и решениям Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), совместная борьба с незаконным оборотом наркотиков, а также проведение многосторонних международных операций должны принять реальные формы эффективного регионального сотрудничества правоохранительных органов названных стран.
Масштабное производство и незаконный оборот наркотиков служат источником угрозы миру и безопасности, устойчивому экономическому развитию и здоровью наций, о чём неустанно повторяет президент РТ Э.Рахмон с высоких трибун. Таджикистан довольно успешно справляется с поставленными в данном направлении локальными проблемами. Но глобальная задача ликвидации наркопроизводства должна быть определена как приоритетная для всего человечества, стать сосредоточением усилий всех государств – членов ООН, других международных организаций, в том числе ОДКБ и ШОС. Чтобы полностью отбить наркоатаку и пресечь наркотрафик, необходимы общие усилия всех государственных систем на межнациональных уровнях. Бороться с названными угрозами следует реальными действиями ещё на подступах к общим рубежам стран СНГ, в рамках созданных международных политических союзов и договорённостей.
Татьяна Соколова