В воскресенье в душанбинском парке «Боги Ирам» состоится празднование Сада
Завтра, 29 января в душанбинском парке «Боги Ирам» пройдет празднование Сада, одного из самых древних национальных праздников таджиков и других персоязычных народов.
Сада – это, прежде всего, праздник огня. Он оброс многочисленными легендами и преданиями. С ним связывают эпизод из «Шохнома» Абулкосима Фирдавси, согласно которому царь из древней династии пешдадидов Хушанг, увидя в степи змею, бросил в нее камнем, этот камень ударился о другой, высек искру, от которой загорелась трава. Хушенг распорядился, чтобы в честь этого огня был учрежден праздник.
Вообще же праздник Сада был связан с разжиганием больших костров. В ночь на 11-го бахмана все, в меру своих возможностей, были заняты заготовкой дров, хвороста, складывали большие и высокие кучи топлива и затем поджигали их, так что пламя было видно на очень большое расстояние. Костры разжигали или на равнине или, наоборот, в горах.

Вот как описывает празднование Сада при газневидах известный таджикско-персидский историк Абулфазли Байхаки, автор книги «Таърихи Байхаки» (ум. в 1077—1078 гг.): «Была близка Сада. Султанских и принадлежащих войску мулов погнали в степь и начали свозить гребенщик, чтобы справить Сада, а после нее выступить в поход. Навезли гребенщика… Соорудили деревянные палатки, очень высокие, и набили их гребенщиком и еще собрали гребенщика, так что было его очень много и он превышал вершину высокого холма… Наступила Сада. Сначала эмир сел на том берегу арыка, где натянули навес. Явились надимы и мутрибы, подожгли дрова. Впоследствии я слышал, что зарево огня видели на расстоянии около десяти фарсангов…».
В средневековой Бухаре, по словам другого всемирно известного таджикского историка Мухаммада Наршахи, тоже практиковалось устройство больших праздничных костров. Вероятно, уже позднее (при сельджуках и монголах) официальное празднование Сада больше не практиковалось, но оно сохранилось среди широких народных масс. Иранский писатель Содик Хидоят отмечает, что вьюки кустарника и дров свозили в квартал гебров (сад Бу-дагабад). «Около этого сада есть дом, похожий на мечеть, и верховный жрец приглашал знать города и даже иногородних. На этом собрании продавалось много сластей, фруктов и вина, и до захода солнца два жреца зажигали светильники, поджигали ими хворост и пели особые песни. Пили вино, и праздник кончался среди радостных криков».
Содик Хидоят отмечает, что население придает этому празднику сельскохозяйственное значение: после него начинались пахота и сев.
P.S. НИАТ «Ховар» приглашает завтра всех своих читателей в «Боги Ирам» на праздник Сада. А сегодня предлагаем читателям интересную статью академика Абдуджаббора Рахмонзода и профессора Равшана Рахмони «Возрождение праздника Сада стало возможным благодаря Национальной независимости» («Эхёи чашни Сада аз шарофати Истиклолияти давлати аст») на таджикской странице нашего сайта.










Каждой семье Восейского района передадут книгу «Шахнаме»
В рамках Международного конгресса «Духовное наследие и просветительство в Центральной Азии» показаны два новых таджикских фильма
Таджикское современное искусство представлено на Международной выставке в Кыргызстане
В свет вышла третья книга «Народная газета» о народном Президенте»
В Ташкенте обсуждают культурное и научное наследие, объединяющее государства Центральной Азии
Завтра в Душанбе стартует четвёртый тур Республиканского конкурса «Мудрости зари сиянье – книга»
В честь Дня Президента Таджикистана в Национальном музее пройдёт День открытых дверей
Сегодня в Парке Куруши Кабир откроется «Сезонная туристическая улица»
Призёр Республиканского конкурса «Таджикистан – Родина любимая моя» Ёсуман Шукурова рассказала о своём творческом пути
Издан в новой редакции учебник «Основы государства и права Республики Таджикистан» для 8 класса
Индия предлагает организовать серию крупных культурных событий в Таджикистане
Кинопремия «Бриллиантовая бабочка» подчеркивает уникальные культурные особенности народов разных стран






