ДРУЖБА ЛЮДЯМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ. Писатель Мансур Суруш об ученом-литературоведе Абдували Давронове
В начале лета нынешнего года в малом зале Союза писателей состоялся вечер памяти доктора филологических наук, профессора Абдували Давронова. Присутствовали представители творческой и научной интеллигенции, коллеги учёного из Академии наук РТ и Российско-Таджикского (славянского) университета, родственники и друзья.
Присутствующие высказались о безмерной эрудиции и плодотворности исследователя, который находился в расцвете творческих и физических сил, чья душа, говоря словами Фирдоуси, «перешла для вечного покоя в храм иной», все слова были проникнуты горечью утраты.
Я не могу сказать, что мы с Абдували были очень близки, но при каждой встрече по-дружески приветствовали друг друга, интересовались делами, обменивались новостями. Я старался не пропускать его статей, регулярно печатавшихся в газетах и журналах.
Вечер устода ещё больше сблизил меня и остальных присутствующих с личностью учёного, внесшего весомый вклад в расширение литературных связей, в особенности Таджикистана и Армении. Образно говоря, Абдували стремился укрепить мост дружбы между литературами разных народов, заложенный деятелями старшего поколения. При его активном участии в Душанбе была издана антология современных армянских писателей под названием «Ветерок с Арарата». Армянские друзья издали аналогичный сборник таджикских авторов. Впечатления, полученные на вечере, всколыхнули в моей памяти некоторые факты, связанные с отношениями между таджикским и армянским народами. Я перенёс их на бумагу, полагая, что эти заметки будут интересны и для читателей.
В сентябре 1972 года в Таджикистане прошли Дни литературы и искусства Армении. Тогда я только поступил в университет. Как-то раз нас пригласили на встречу с армянскими писателями. Среди почётных гостей была председатель Союза писателей Армении Сильва Капутикян, прославленный литератор Геворк Эмин, известный поэт Рачия Ованесян, которых сопровождали певцы и музыканты. Один за другим армянские писатели выходили к трибуне и говорили задушевные слова, в том числе и Геворк Эмин. Его блистательную речь я помню до сих пор, хотя прошло много лет. Тогда он сказал: «Армян и таджиков роднит многое. И у вас, и у нас древняя культура и литература. Более того, у нас общая судьба. Легенда гласит, что когда Бог делил Землю между народами мира, армяне и таджики опоздали на этот делёж. Потому что влюблённые в красоту, наши предки в это время творили поэзию. Вот почему нашим народам, как и гордым орлам, достались подпирающие небо горы. Достались такие пики, как Арарат, на котором остановился ковчег Ноя, и жизнь на Земле началась заново. Мне думается, что стихотворение моего друга Мирзо Турсунзаде «Высокое гнездо» написано под воздействием этой легенды.
Вершину избери для своего гнезда,
Там ярче светится рассветная звезда.
Там скалы разума, там чистоты утёсы,
Гнездится только там поэзия всегда».
Зал встретил эти слова бурной овацией.
Другая история, о которой я хочу рассказать, приходится на 1989 год, на время горбачёвской перестройки. Конфликт по поводу Нагорного Карабаха был в разгаре между двумя соседними республиками. Примерно в то время в Москве состоялась сессия Верховного Совета СССР. Трое народных делегатов от Армении – президент Академии наук Виктор Амбарцумян, корреспондент «Литературной газеты» Зорий Балаян, ещё один человек, к сожалению, имени и фамилии не запомнил, в знак протеста против бездействия чиновников Кремля относительно карабахской проблемы устроили голодовку в одной из гостиниц Москвы. Об этом сообщили все средства массовой информации. На другой день распространилась ещё одна информация о том, что к голодающим присоединился четвёртый человек. Это был сын академика Мухаммаджона Шакури, преподаватель исторического факультета МГУ Рустам Шакури. В Таджикистане на эту информацию особо не обратили внимания, но в Армении её восприняли с восторгом.
Вскоре после этого тогдашний вице-премьер Таджикистана Отахон Латифи в служебной командировке побывал в Ереване. После официальной части кто-то из друзей пригласил его к себе домой в гости. В ходе беседы разговор зашёл о поступке Рустама. Когда выяснилось, что гость хорошо знает отца Рустама, хозяин с радостью сказал:
— В таком случае у меня к вам будет просьба. Я хочу, чтобы вы передали мой презент этому замечательному человеку. Эта бутылка коньяка пятидесятилетней давности.
Через некоторое время все три сына М. Шакури – культуровед Шариф, физик Анвар и Рустам приехали в Душанбе проведать старого отца. Шариф и Рустам живут в Москве, а Анвар обосновался в Лондоне, редко случалось, чтобы они все вместе разом приезжали в отчий дом. Во время застолья отец поставил армянский коньяк, тот самый, который ему передали из Еревана.
Сыновья с удивлением взглянули на отца.
— Благодарите Рустама, — рассмеялся академик. — Я к этому имею лишь косвенное отношение.
Затем он уже с серьёзным видом добавил:
— Я твёрдо убеждён, что любой конфликт, в том числе и карабахский, должен найти решение исключительно путём переговоров, с учётом интересов обеих сторон и многовекового сосуществования армян и азербайджанцев. Это необходимо во имя недопущения плачевных последствий. Говоря словами поэта: «Коль от вражды есть избавление, нет лучше средства для исцеления». Другого пути не дано. В Таджикистане мир и стабильность были достигнуты именно этим путём, благодаря дальновидной политике Главы государства Эмомали Рахмона.
Об этом мудром напутствии я потом слышал из беседы с Рустамом.
Третья история, о которой я хочу поведать, имеет, можно сказать, трагический характер. Произошла она в 1989 году и получила название «февральские события». Причиной её возникновения якобы послужило прибытие в Таджикистан армянских беженцев и обещание таджикских властей обеспечить их в ущерб местным очередникам жильём, что вызвало недовольство определённых кругов. Потом стало известно, что эти слухи не имеют под собой оснований и являются провокацией. Видимо, кому-то было выгодно распускать их и взбунтовать общество с тем, чтобы «ловить рыбу в мутной воде». Слухи слухами, а выпущенную стрелу, как говорится, уже не вернёшь.
В то время я работал заместителем главного редактора журнала «Таджикистан». Как-то по служебным делам зашёл в ЦК и в коридоре встретил своего давнего друга Акмала Алимова. Мы с ним одно время трудились в редакции республиканской газеты «Коммунист Таджикистана». Акмал пригласил меня в свой кабинет, взял со стола телеграмму и протянул мне. В ней я прочитал следующие строки:
«Прежде всего, мы выражаем свою благодарность академику Мухаммаду Асими, который от имени таджикской интеллигенции прислал нам письмо и попросил прощения у армянского народа. На протяжении веков армян притесняли многие народы, но впервые за всю историю один народ попросил у нас прощения. Ими оказались таджики. Это свидетельство того, что и таджики — древний народ и имеет высокую культуру. Дружбу наших народов ничто не может пошатнуть».
Под текстом стояла подпись: Сильва Капутикян, председатель Союза писателей Армении.
В 2003 году состоялся официальный визит Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Армению. В качестве его помощника я тоже входил в рабочую группу. Одна из встреч проходила в знаменитом Матенадаране, там было много представителей интеллигенции. Эмомали Рахмон в своей речи подчеркнул: «Мы сторонники дружбы со всеми народами, которые за взаимовыгодные отношения и сотрудничество с нами, мы за мир и стабильность во всём мире».
Свою солидарность со словами высокого гостя зал выразил бурными аплодисментами.
Мансур СУРУШ ,
главный редактор
еженедельника «Адабиёт ва санъат»