ПЕРВЫЕ ВОЛНЫ ПРОТЕСТА ИРАНСКИХ ЖЕНЩИН 40 ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ! Дошли ли до слуха иных наших любительниц чуждых нам одеяний голоса иранских женщин?

Февраль 17, 2018 09:49

«Одежда каждого человека
отражает его менталитет…»

ДУШАНБЕ, 17.02.2018./ НИАТ «Ховар»/. Не так давно в СМИ появилась информация об освобождении из зиндана женщины, которая в прошлом месяце была задержана в Тегеране за протест против принудительного ношения хиджаба. В информации говорится о том, что в Интернете была размещена видеозапись женщины, которая 27 декабря на  площади Инкилоб (Революция) в Тегеране молча машет белым платком в знак протеста против принудительного ношения хиджаба. Имя женщины не разглашается.

Относительно этого случая и некоторых других аспектов данной темы размышляет обозреватель НИАТ «Ховар» Фархунда ХУШНАЗАР.

История с протестующими женщинами всколыхнула общество по всей стране с исламским режимом. Вслед за этим полиция арестовала бунтарку, что вызвало большое недовольство среди многих женщин, и число митингующих на улицах и площадях стало расти. Сухайло Джилавдорзода, представитель иранского парламента, в связи с этим заявила следующее: «Мы долгое время распространяли среди женщин, по существу, ненужные ограничения. Это и послужило причиной того, что обстановка накалилась, и девушки в знак несогласия вышли на улицы».

К ним присоединились некоторые мужчины, открыто демонстрируя свою солидарность с женщинами. Так, один молодой человек шёл с вывеской «Вы не одни», а  в другой руке держал палку, на которую был водружён красный платок. На митинг выходили и женщины с грудными детьми.

Известно, что впервые принудительный хиджаб в Иране стал насаждаться за месяц до исламской революции. Накануне 8 Марта — Международного женского дня, в то время, когда различные политические организации готовились к его празднованию, газета «Кайхон» вышла с таким названием: «Женщины должны ходить в учреждения в хиджабах». С того дня по настоящее время иранские  женщины в свет выходят исключительно в хиджабах. Естественно, подобное принуждение вызвало ярость в среде женщин, их недовольство правительством.

Следует отметить, что и по прошествии многих лет со дня основания исламской республики хиджаб является проблемой для правительства. Политические эксперты считают, что правительство Ирана затрачивает колоссальные средства для сохранения статус-кво. Даже экономический кризис не стал этому помехой.

По мнению иранских культурологов, хиджаб является чуждым элементом для иранской культуры и истории, одним из средств ограничения прав женщин и преградой на их пути к искусству и знаниям. Так, Неру Тавхиди считает, что корни хиджаба уходят в патриархат. В своей книге «Феминизм, демократия и исламизация» он пишет: «Хиджаб использовался в гаремах для служанок и проституток».

Запрет на хиджаб приходится на время правления Ризашаха. Ради построения светского государства на европейский лад он искоренял все религиозные препятствия, стоявшие на пути к прогрессу. Он наложил табу и на хиджаб. Деятельность женщин с открытыми лицами началась со двора и его семейства. Этому сильно противилось реакционное духовенство, но всё равно до исламской революции значительное большинство иранских женщин в ношении одежды не уступало европейским. Модницы по примеру европейских женщин красили волосы и делали заказы нарядов самым известным модельерам мира.

Из исторических источников известно, что первая в истории Ирана женщина, восставшая против хиджаба, была Зарринтодж, известная также и как Тохира и Курратулайн, поэтесса, оставившая большое стихотворное наследие. Ещё во времена правления Насирридиншаха она нашла в себе мужество с открытым лицом и непокрытой головой появиться среди духовенства, за что была казнена Насирридиншахом. Такие государства, как Иран, придерживающиеся жестокого политического режима и угнетающие общество методами, прикрытыми исламскими канонами и защищающими интересы государства, не могут обеспечить самые простые установки гражданского общества.

Действительно, все меры, насильственно навязываемые народу и ограничивающие права человека, рано или поздно вызовут массовый протест. А это чревато общественными беспорядками, митингами и восстаниями и, наконец, свержением государственного строя.

До сих пор тема принудительного ношения хиджаба в Исламской республике Иран в средствах массовой информации поднималась иностранными гражданами, посетившими эту страну. Мировая общественность категорически осуждает подобное явление. Так, госпожа Морича Схоке, представитель Европарламента, написала о неудобствах для жён дипломатов, выезжающих в Иран.

Нужно отметить, что до 1979 года в Иране не был принят ни один закон о хиджабе, и в 102-й статье первого закона, принятого в том же году, сказано: «Появление женщин в обществе без хиджаба карается законом в виде 74-х ударов плетью». Причём это касалось всех женщин, проживающих в Иране, независимо от религиозной принадлежности и гражданства. Затем этот закон был издан в новой редакции. Представитель Европарламента в своей беседе с иранским журналистом Масехом Алинаджодом сказала: «Когда я приехала в Иран, воочию увидела, как женщины в стране стремятся к свободе и защите своих прав. Давно настало время для проведения прозрачного и прямого диалога о правах женщин с правительством Ирана».

Недавнее выступление иранских женщин против принудительного ношения хиджаба было поддержано мировым сообществом, люди во многих странах через СМИ выразили свое единомыслие и солидарность. Они выставляют напоказ в интернет-сетях развевающиеся платки как символ протеста против хиджаба. Среди тех, кто громко заявлял об этом, много иранских и афганских женщин, проживающих за рубежом.

Сухроб Ахавон, известный тележурналист, живущий в Лос-Анджелесе, выставил своё фото с белой материей в руках в социальных сетях и призвал мужчин не оставлять на произвол судьбы женское общество в Иране.

Молодая иранка написала в короткой видеозаписи: «Принудительный хиджаб существует 39 лет. И все эти годы иранские женщины протестуют против него. Мы призываем всех женщин мира присоединиться к нам».

Ежедневно мы становимся свидетелями того, как женщины мусульманских стран, в особенности Ирана и  Афганистана, борются за равноправие с мужчинами и ношение одежды без хиджаба, с годами эта борьба всё больше усиливается. Вместе с тем женщины получают ожесточённый отпор, их нещадно наказывают, вплоть до лишения жизни.

Следует также отметить, что с обретением независимости странами Центральной Азии женщины этого региона неоднозначно восприняли понятие свободы совести. Некоторые фанатики безрассудно приняли мазхабы различного толка, заметно изменился внешний облик мужчин и женщин. Мужчины отдают предпочтение чалме и арабским одеяниям, женщины — чадре и хиджабу. Это касается и молодых женщин, девушек, которых нередко можно встретить на улицах в чуждых нам одеяниях. И это в то время, когда иранские женщины едва их выносят и ценою жизни борются за свободу и свои права.

Эта тенденция беспочвенного пристрастия к чуждым нам одеяниям, равно как и примыкание молодёжи к экстремистским группировкам, вызывает озабоченность руководства стран Центральной Азии.

Одним из первых тревогу по этому поводу забил Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон, который ещё несколько лет назад на одной из встреч с активистами страны заявил: «Некоторые женщины и девушки, полагая, что поклонение религии заключается лишь в форме, а не в сути, ношением чёрной беспросветной одежды попирают наши культурные ценности и отражают нравственный климат общества». Глава государства тогда призвал женщин отказаться от чуждых нам одеяний, в особенности от тёмного цвета, что приемлемо для траурных церемоний, и отдавать предпочтение национальной одежде.

В прошлом году СМИ во главу угла поставили высказывания Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о культуре ношения одежды. Он подверг резкой  критике участившиеся случаи появления в общественных местах молодых людей с безобразными бородами и девушек в чёрном одеянии, предложил в рамках закона запретить подобные безрассудные подражания. Президент Казахстана, в частности, сказал: «Истинного мусульманина узнают не по его одежде, а по вере».

Такую же позицию по отношению к женщинам в хиджабах, слепому подражанию чуждому, примыканию молодёжи к радикальным группировкам занимает и руководство Кыргызстана. Алмазбек Атамбаев неоднократно поднимал этот вопрос и, в частности, сказал: «Если мы сегодня примем в качестве «мусульманской» одежды то, что нам навязывают, то есть хиджабы и платки, не исключено, что завтра женщин, которые носят настоящую национальную одежду, могут назвать кафирами. Нигде в священной для всех мусульман книге — Коране не написано о какой-либо так называемой «мусульманской» одежде. Ислам призывает к чистой, опрятной одежде».

Хочется напомнить и о таком факте, который был отмечен в одном из районов Сурхандарьинской области Узбекистана. Там во время проведения Фестиваля молодёжи группа женщин демонстративно скинула с себя хиджабы и приняла участие в культурных мероприятиях. Как потом выяснилось, хиджабы они носили по настоянию своих фанатично настроенных родственников. Об этом сообщило радио «Озоди».

Из бесед с молодыми женщинами и девушками из Таджикистана также становится ясно, что призывы иранских женщин, борющихся с хиджабами, произвели на них сильное впечатление. «Мы живём в век небывалого развития науки, техники и технологий, — говорят они, — возврата к средневековым порядкам быть не может».

Фархунда ХУШНАЗАР,
НИАТ «Ховар»

 

Февраль 17, 2018 09:49

Другие новости этой рубрики

Таможенная служба в Душанбе раскрыла большое количество сомнительных спиртных напитков
В одной из стран Азии научились выращивать новые зубы
Лондон был признан самым загруженным городом Европы
Риск заражения птичьим гриппом остается низким, несмотря на первый смертельный случай в США
Лесной пожар в Калифорнии охватил более 300 га
В результате землетрясения в Сицзане на юго-западе Китая погибли 126 человек
О ПОГОДЕ: сегодня в Душанбе переменная облачность, без осадков, туман
В одномандатном избирательном округе № 31 Кубодиён выдвинут кандидат от Народной Демократической партии Таджикистана
Распоряжение Президента Республики Таджикистан
Изданы учебники для 8 и 9 классов «Основы государства и права Республики Таджикистан» на туркменском языке
Бохтарский государственный университет в 2024 году был включён в первую десятку высших профессиональных образовательных учреждений Таджикистана
ВМО открывает юбилейный год презентацией революционной системы обмена данными о Земле