ХОЛАХМАД МАДЖИДОВ: «ТАДЖИКСКИЕ И УЗБЕКСКИЕ ПЕСНИ И МУЗЫКА ЗВУЧАТ ВСЕГДА В УНИСОН»

Март 8, 2018 12:03

ДУШАНБЕ, 08.03.2018 /НИАТ «Ховар»/. В Душанбе прилетела делегация культуры и искусства Республики Узбекистан.  В составе делегации – много известных певцов, музыкантов, танцоров  братского Узбекистана, такие как Народные артисты РУ Шерали Джураев, Юлдуз Усманова, Фаррух Зокиров, Озодбек Назарбеков  и другие.

Деятели культуры Таджикистана уверены, что государственный визит Президента Республики Узбекистан уважаемого Шавката Мирзиёева откроет новые большие возможности для творческого содружества и возрождения традиции сотрудничества между таджикскими и узбекскими коллегами. Об этом своими размышлениями с читателями НИАТ «Ховар» делится Народный артист Таджикистана, известный хормейстер, воспитанник Ташкентской государственной консерватории Холахмад МАДЖИДОВ.

Мне несказанно повезло, что с 1967 по 1971 годы я учился в Ташкентской государственной консерватории. Это были чудесные годы студенческой поры, о которой я часто вспоминаю с теплотой, а в памяти оживают незабываемые впечатления того времени. Многоголосый, разноликий, всегда радушный Ташкент с его широкими проспектами, скверами с фонтанами, тенистыми парками на берегу Анхора — город, где постоянно проходили фестивали, концерты, театральные представления и другие культурные мероприятия регионального и международного уровня, сразу пришёлся нам, только вступающим в большую жизнь людям, по душе.

Вместе со мной из Таджикистана на разных факультетах крупнейшего музыкального учебного заведения Центральной Азии азам профессионального искусства обучались Фируз Бахор, Юнис Мамедов, в будущем известные композиторы, Аслиддин Низомов, ныне крупный теоретик музыки. А какие у нас были замечательные преподаватели, которые верили в нас, терпеливо и с неиссякаемым вдохновением вводили своих ещё малоопытных учеников в мир большого искусства. Это профессора Хамид Рахимов, в то время  ректор Ташкентской консерватории, Муртазо Азимов, он же одновременно директор музыкального училища им. Хамзы при консерватории, Ахмад Адылов, Рустам Негматов, который был ещё и дирижёром симфонического оркестра. Мы очень многим обязаны им, я всегда с признательностью думаю о них. И не только о них.

В консерваторию часто приходили и общались с нами, студентами, такие корифеи музыкального искусства, как Мухтар Ашрафи, Сулейман Юдаков (автор музыки национального гимна Республики Таджикистан), Мутаваккил Бурханов и Мардон Насимов. Каждая встреча с ними была настоящей школой для нас. По их совету мы регулярно посещали театры — имени Навои, Хамзы, Мукими. И ещё, что очень важно для меня, за годы учёбы в Ташкенте я обрёл много друзей и знакомых, чем весьма дорожу и горжусь. Со мной, например, на дирижёрско-хоровом факультете учился сладкоголосый Фаррух Закиров, чья слава и популярность в Таджикистане не уступает той, которая окружает его в родном Узбекистане. Именно поэтому указом Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона ему присвоено высокое звание Народного артиста Таджикистана.

Я учился также с ныне именитым Джурой Шукуровым, сыном выдающегося музыканта, академика Юнуса Раджаби – Фарходом. Нас, сокурсников, объединяли искренняя дружба, взаимопонимание, юношеский задор, вместе мы строили планы на будущее. Во время праздничных дней и краткосрочных каникул я по приглашению своих узбекских товарищей ездил в Самарканд, Маргелан, Ургенч. Везде я отмечал радушие и гостеприимство и чувствовал себя как дома.

Не забуду, как в 1968 году в Узбекистане с большим размахом прошли Дни литературы и искусства Таджикистана. Помню, как в заключительном концерте во Дворце дружбы народов зрители, пришедшие в восторг от чарующего пения и звонкого голоса Народной артистки Таджикистана Шоисты Муллоджановой, долго аплодировали стоя. Тогда я ещё раз убедился, что у нас, таджиков и узбеков, музыка и песни всегда звучат в унисон, поскольку у нас одинаковая ладотональность.

Вспоминается мне и такой случай из той поры. Мой сокурсник Алишер Мусаев, подававший тогда большие надежды, признанный композитор сегодня, решил попробовать себя в настоящем искусстве. И сочинил музыку к балету по мотивам повести Шарафа Рашидова «Кашмирская песня». Постановка получилась удачной, я был рад, что по приглашению Алишера принял в ней участие в качестве вокалиста. Поэтому я с полным основанием могу сказать, что моё творческое содружество с узбекскими коллегами началось ещё в студенческие годы. К счастью, оно продолжилось и потом, правда, спустя годы, но я хочу напомнить и о другом. В 1998 году, после почти двадцатилетнего перерыва, в Узбекистане вновь прошли Дни культуры Таджикистана, чего, как я не раз убеждался во время той поездки, ждали не только у нас, но и в Узбекистане. Я с радостью отметил, что мой любимый город Ташкент, с которым связано столько хороших воспоминаний, стал ещё краше. Как профессиональный музыкант, к тому же я тогда был ещё и директором Таджикского государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни, не мог не обратить внимание на то, какое сильное впечатление на слушателей, переполнявших концертный зал великолепного дворца «Туркестан», произвела кантата нашего талантливого, но безвременно ушедшего из жизни композитора Талабшо Сатторова на стихи Рудаки «Ветер, вея от Мульяна, к нам доходит…». Конечно же, я сравнил и наш хор с узбекским, отчего, признаюсь честно, не пришёл в восторг. С сожалением я подумал и о том, что у нас не хватает композиторов и авторов, способных на высоком уровне сочинять оперную музыку, либретто. Этими мыслями я поделился со своим однокурсником и закадычным другом, ныне одним из ведущих композиторов Узбекистана Мустафо Бафоевым. Я ему предложил в содружестве поставить оперу в нашем театре. После продолжительной беседы определились и по теме – «Сино» («Авиценна»). Мустафо охотно согласился, дело теперь было за либретто. По возвращении в Душанбе я подключил к нашему проекту философа и поэта Кароматулло Олимова. Текст этого большого музыкально-вокального произведения мы переправили в Ташкент Мустафо Бафоеву. Так сложился наш тандем, работа пошла. Но время тогда было непростое, возникли некоторые затруднения. При поддержке тогдашнего Посла Таджикистана в Узбекистане, бывшего министра культуры Бобохона Махмадова, отлично понимающего всю значимость этого дела, Мустафо с партитурой и клавиром приехал в Душанбе. Мы его встретили вместе с нашим общим другом Убайдулло Раджабовым. Постановка превзошла наши ожидания, опера была встречена зрителями очень тепло и прозвучала как предвестник новых творческих свершений, возрождения добрых старых традиций. Окрылённые успехом, мы осуществили ещё одну постановку оперы — «Борбад».

Ничто не вечно в подлунном мире, но нет такой силы, которая может поколебать братство и дружбу таджиков и узбеков, народов, сроднившихся навечно. Политика, проводимая лидерами наших государств — уважаемыми Эмомали Рахмоном и Шавкатом Мирзиёевым, получившая сегодня новый импульс, направленная на расширение и укрепление всесторонних связей, в том числе и в гуманитарной сфере, чему очень рады мы, деятели культуры, тому порука и гарантия. В её прочности, уверены, не сомневаются ни в Таджикистане, ни в братском Узбекистане.

Холахмад МАДЖИДОВ,
Народный артист Таджикистана

(С таджикского перевод Мансура Суруша)

 

Справка НИАТ «Ховар»:

Холахмад Маджидов, хормейстер, Народный артист Республики Таджикистан (1997). Родился 15 ноября 1948 года в Ховалингском районе Хатлонской области.

Закончил Душанбинское музыкальное училище (1967) и Ташкентскую государственную консерваторию.

Начал трудовую деятельность директором музыкальной школы в Московском районе (ныне Хамадони, 1972-75). С 1975 года хормейстер, с 1981 года — главный хормейстер и с 2007 года директор Таджикского государственного академического театра оперы и балета им.С.Айни.

Глубокий знаток музыки и импровизатор на различных музыкальных инструментах. Как хормейстер свою деятельность начал в 1973 году. В 1973-75 гг. был постановщиком хоровых номеров Московского, Муминабадского, Ховалингского, Фархорского, Кулябского и Пенджикентского районов на республиканском телевизионном конкурсе «Бустон», получивших высшую оценку — 10 баллов.

На сцене Таджикского государственного академического театра оперы и балета им.С.Айни был хормейстером в более 100 постановок.

В ноябре 1998 года под его руководством хор театра выступил в Анкаре на Международном конкурсе хоров академических и фольклорных хоров и занял второе место.

Является также автором и постановщиком номеров хора на многих правительственных мероприятиях.

1969 г. Участники хора Государственного телерадиовещательного компании Узбекистана.

 

Март 8, 2018 12:03

Другие новости этой рубрики

Таджикистан и Иран обсудили проведение Дней культуры
На городском форуме Центральной Азии — Пусан организован уголок Таджикистана
НИАТ «Ховар» признано лучшим за соблюдение пунктов «Этических норм журналистской деятельности в Таджикистане»
В Душанбе состоится конкурс «Ремесленник года»
В Самарканде будут представлены спектакли «Монстр Тороса» и «Если б не было войны»
В Государственной филармонии Таджикистана имени Акашарифа Джураева созданы условия для проведения мероприятий высокого уровня
Обсуждён вопрос проведения Дней культуры Республики Таджикистан в Соединённых Штатах Америки
Делегация Египта в Национальном музее ознакомилась с историей таджиков
Национальная академия наук Таджикистана и университет Акита Японии сотрудничают в решении глобальных проблем
«Праздник Мехргон» официально зарегистрирован в Репрезентативном реестре нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
В 2025 году Таджикистан планирует провести Дни культуры в Индии
Национальная академия наук Таджикистана и Международное агентство Японии укрепляют научное сотрудничество