ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ ТАДЖИКОВ И УЗБЕКОВ: Ходжи Абдулазиз — музыкант, который любил путешествовать
ДУШАНБЕ, 09.03.2018 /НИАТ «Ховар»/. Сегодня в Государственном комплексе «Кохи Борбад» состоится совместный концерт мастеров искусства Таджикистана и Узбекистана «Шоми дусти» («Вечер дружбы») в рамках государственного визита Президента РУ Шавката Мирзиёева в РТ. Зрителям, среди которых, конечно же, будут главы двух государств уважаемые Эмомали Рахмон и Шавкат Мирзиёев, будут представлены песни и мелодии из «Шашмакома», являющегося гордостью двух народов.
Напомним, что в 2003 году уникальный жанр традиционной музыки таджиков и узбеков – цикл «Шашмаком» был признан ЮНЕСКО «Шедевром нематериального культурного наследия человечества», а в 2008 году – во всемирный Репрезентативный список ЮНЕСКО «Нематериального культурного наследия человечества».
Об одном из известных в прошлом исполнителей Шашмакома, знаменитом самаркандском дутаристе Ходжи Абдулазизе – в материале, публикуемом ниже.
Стиль и своеобразное исполнение макомов известного исполнителя таджикской и узбекской музыки Ходжи Абдулазиза Расулева помнят до сих пор.
Расулев родился в 1852 году в Самарканде, в семье ткача. В его мастерской часто собирались певцы и инструменталисты, а юный Расулев имел возможность слушать их.
Абдулазиз рано познакомился с творчеством узбекских и таджикских поэтов-классиков Фузули, Джами, Навои, Бедиля и других. Он заслушивался исполнением известных музыкантов из Бухары и Самарканда, всё больше увлекаясь музыкой. Его учителем в то время был известный танбурист Ходжи Рахимкул.
Абдулазиз мечтал стать певцом, а певец должен уметь себе аккомпанировать. В течение нескольких лет Расулев изучал инструментальные части макомов с тамбуристом Ходжи Рахимберды, затем с Борухом. Этот человек был большим знатоком таджикского и узбекского вокального искусства и, не смотря на свой преклонный возраст, хорошо пел. Расулев разъезжал с ним по всему Узбекистану и постепенно овладел его манерой пения. Со временем сам А. Расулев приобрёл славу хорошего исполнителя, но ему казалось, что не хватает знаний. Тогда он поехал в Бухару, где живут знаменитые исполнители макомов, и стал учиться с Ота Джалалом.
Расулев дважды совершил Хадж в Мекку – в 1888 и 1908 годах, после он получил титул Ходжи. Паломничество дало возможность побывать в разных странах Востока: Иране, Аравии, Индии, Афганистане. Но при этом Расулев везде и всегда пропагандировал свою родную музыку.
Поездки расширили кругозор Расулева, своим друзьям он советовал обогащать свой репертуар за счёт лучших образцов музыкальной культуры других стран.
Постепенно Расулев перестаёт слепо следовать установившимся традициям. Так, если в Бухаре и Самарканде певцы аккомпанировали себе на тамбуре, то Расулев отходит от этого и, вопреки традициям, исполняет макомы на дутаре, способствуя этим распространению макомов в тех местах, где любимым инструментом был дутар.
В двадцатые годы прошлого века музыкант организовал концертную труппу из молодёжи и разъезжает с ней по стране. Постепенно его коллектив пополняется такими талантливыми молодыми исполнителями, как Ш. Акрамов, Кори Сироч и другие.
В 1928 году Расулева вместе с крупнейшими специалистами-музыкантами приглашают в Самаркандский институт музыки и хореографии. У него учились ныне известные музыканты и композиторы М. Ашрафи, Т. Садыков, М. Бурханов, Д. Закиров и другие.
Около четырёх лет известный музыкант Ташкента Юнус Раджаби изучал с Расулевым многообразие мелодий и ритмов Шашмакома. Сам же «самаркандский соловей» не ограничивается педагогической работой, он продолжает выступления и сотрудничество с виднейшими певцами этого времени.
У Расулева был лирический тенор, его голос отличался особенной силой и диапазоном. Ходжи Абдулазиз был замечательным дутаристом, музыкант получил известность не только как аккомпаниатор, но и как сольный исполнитель и импровизатор на дутаре.
Ольга ФАТАЕВА,
«Самаркандский вестник»