«Я СЕРДЦЕ ОСТАВИЛ В ФАНСКИХ ГОРАХ…» Известная российская альпинистка рассказывает о тайне этих гор, о том, как в Фанских горах собирались сотни альпинистов от супермастеров до новичков
ДУШАНБЕ, 02.03.2018./НИАТ «Ховар»/. Недавно в Москве вышла книга-альманах «Сердце в Фанских горах». Этот сборник воспоминаний посвящён памяти легендарной российской альпинистки, кавалеру ордена «Эдельвейс» первой степени Руфине Григорьевне Арефьевой, которой 23 марта исполнился бы 71 год.
«Альпинисты из разных стран называли её «хозяйкой Фанских гор», а друзья и знакомые — «самым гостеприимным человеком в Москве».
Руфина Григорьевна всегда притягивала к себе людей, заряжала их своей неугасимой энергией, оптимизмом, упорством, умением стойко преодолевать трудности, была для нас примером бескорыстного служения и бесконечной преданности своему делу», — пишет про нее газета «Самаркандский вестник». Действительно, так и есть. Руфина Григорьевна восхищалась древним и солнечным Таджикистаном. Она была большим другом таджикистанцев, любила приезжать в нашу страну.
Руфина Арефьева (23.03.1937-16.08.2014) родилась в российском городе Волгограде. В 1960 году окончила радиофак Уральского политехнического института. До 1966 года работала сначала в Екатеринбурге, затем в Киевском университете на кафедре электроники. С 1966 года до последних дней своей жизни ппрожива в Москве.
Основную работу на кафедре физической химии химического факультета МГУ сочетала с проведением научных работ в высокогорье.
Участвовала в ряде важных научных исследований, окончила аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию.
В 1960 году была втянута друзьями из лёгкой атлетики в альпинизм, где активно пребывает до сих пор.
Мастер спорта СССР(1970г.), судья Всесоюзной категории, инструктор 1-й категории. Много лет работала инструктором в альплагерях.
Организовывала сборы и научно-спортивные экспедиции на Памир, Памиро-Алай, Тянь-Шань, Саяны, для членов альпклуба МГУ имени Р.В. Хохлова.
Была секретарем Всесоюзной коллегии судей по альпинизму, принимала активное участие в судействе чемпионатов страны, а затем и до сего времени – чемпионата СНГ, один из классов которого проводится в Фанских горах уже 12 лет.
С 1997 – вся энергия общественной деятельности Руфины, взявшей на себя руководство Международным альпинистско-туристским центром «Вертикаль-Алаудин», отдавалась возрождению и развитию альпинизма в Фанских горах. Сегодня можно сказать, что это удалось.
Руфина Арефьева была награждена орденом «Эдельвейс», врученным «В воздаяние ревностным и отличным трудам на пользу альпинизма».
НИАТ «Ховар» приводит несколько фрагментов из его интервью разным изданиям:
«Помню, когда в первый раз я побывала в Фанских горах. Это было в 1971 году. Меня попросили с группой Московского университета съездить в Фанские горы, там тогда открылся альплагерь «Артуч», который существует до сих пор».
***
«В научно-спортивных экспедициях МГУ, в альплагерях, на Чемпионатах СССР я побывала во всех горных районах бывшего Союза, но главной пристанью и любовью стали Фанские горы Таджикистана, расположенные между Гиссарским и Зеравшанским хребтами. Тридцать четыре года назад, летом 1971 года, я впервые смотрела на вершины Фанских гор, – ожерелье пятитысячников, на фантастические озёра, поражающие то малахитовой, то бирюзовой расцветкой, на причудливые изгибы стволов многовековой арчи, вдыхая чистейший воздух, напоенный ее ароматом».
***
«Конечно, Фанские горы были не первыми в моей жизни, но их надо видеть. Не могу словами описать. Вот наступал сезон, и горы звали обратно. Небо, малахитовые, бирюзовые озера. Вечерняя арча пахнет необыкновенно, тополиная роща перед самым ледником. Это священная роща. Тайна Фанских гор: они никогда не надоедают.
Рассказ о том, что Фанские горы могут надоесть – это другая легенда, которая не будет иметь успеха. Только в Фанах над Чапдарой встаёт солнце, приветствуя луну. В городе ни разу не видела два светила одновременно средь бела дня. А в Фанских горах – да».
***
«Мы имеем альпинистский лагерь, построенный московской организацией на таджикской земле. Строительство началось в 1990–1991 гг. Самый сложный период пришёлся на девяностые годы. Но у нас оказалась очень честная строительная компания, которая согласилась строить в горах спортивный центр. Они пригнали туда самосвалы, КАМЗы, подъемный кран и пр…».
***
«Сейчас у нас есть три симпатичных домика и здание столовой. Постройка 1995–1996 гг. Как закончились материалы, так стройка и остановилась. С тех пор кое–какие площади хозяйственного значения мы сумели достроить. Наша деятельность и работа лагеря должны быть подчинены законам двух государств, все действия должны быть согласованы, чтобы не было проблем».
***
«Нашлась группа людей, туристы, которые нам сделали роскошный подарок – подарили новый дизель в 2008 году. Они же профинансировали изготовление памятной доски Юрию Визбору. Мы с ним были друзьями. Есть книга «Просто Визбор». В ней вы прочтёте воспоминания друзей Юрия Визбора, в том числе и мои. Думаю, вы узнаете много нового о личности Юры. Он ездил чаще всего со «Спартаком», командой альпинистов. И каждый раз привозил замечательные новые песни».
«Стали приезжать к нам турфирмы, местные колхозники, местное население, представители посольств разных стран. Им всем очень нравится наш лагерь, они все мечтают совершить восхождение на Чимтаргу по самому легкому маршруту, на Энергию, Замок – это самые популярные пятитысячники».
***
«Только в конце сентября приехала с Фанских гор. Работала там с начала июня до конца сентября. Это текущая деятельность. Я, как мастер спорта, инструктор первой категории, выпускаю людей на маршруты.
Мы сделали библиотеку в одном из недостроенных домов, которая пользуется большой популярностью, можно почитать отчёты, получить консультацию.
Как только уезжает последний, нуждающийся в нашей помощи и заботе, покидаю эти края. В этом году – только в конце сентября. Правда, несколько дней до отъезда приходится находиться в глубоком одиночестве, которое даёт расслабление, хорошее настроение и, глядя на солнце, кажется, что жизнь очень хороша».
***
«В 1995, 1996 в Алаудинском ущелье потихоньку шла стройка. Мы увидели, что наше московское строение не закончено. И надо хотя бы к нему приставить сторожа. А потом сделать так, чтобы альпинисты поехали в Фанские горы, в свой новый дом, который мы назвали «Вертикаль-Алаудин».
***
«На 1998 год мы запланировали и утвердили Чемпионат СНГ по альпинизму и успешно провели его. Приехали очень хорошо подготовленные, мастерские команды и первый раз после перерыва, после развала Союза прошли такие соревнования – очень удачные, интересные. Всё прошло безаварийно».
***
«Когда мы провели чемпионат в 1998 году, ворота в Фанские горы как бы широко открылись. К нам стали прибывать альпинисты, те, ради которых мы работаем и делаем все для того, чтобы альпинизм жил!
И вот 12 год подряд мы проводим такие соревнования. Чемпионат СНГ в техническом классе в Фанских горах. Все знают про эти соревнования и с удовольствием участвуют.
Правда, в 2009 году в ущельях и везде было меньше народа, чем предыдущие годы. Но лагерь работал, команды ходили на восхождения, ощущалась радость, речка шумела, звучали песни под гитару».
***
« О женском альпинизме. В процентном отношении, конечно, женщин меньше, так было всегда. Если говорить о спортсменах высокого класса, то сейчас процент женщин, совершающих восхождения высшей категории на Чемпионатах России, СНГ, значительно вырос. Прошлым летом украинская двойка (М.Коптева и А.Ясинская) прошла маршрут 6А категории трудности. Девочки показали своё мастерство. Они не просто рекламировали женский альпинизм, а выступали как команда. Я считаю, что выдающейся альпинисткой была Лена Наговицына, светлая ей память. Я безгранично уважаю этих смелых, сильных, красивых женщин».
***
«Кстати, когда на Памире наш ректор Р.В. Хохлов организовал высокогорный научный отряд МГУ, то представители разных факультетов были включены в его состав. Все имели различные научные и спортивные звания. Это просто Люди Вертикали.
Нам, инструкторам, давали два месяца отпуска, зарплата шла в лагере. В 50–х годах альпинизм был военно-прикладной вид спорта.
Сейчас привлекается МЧС и новая Федерация альпинизма работает в тесном контакте с МЧС. Они провели с ними несколько школ. Это известно со слов, из печати, от людей, которые в этом участвовали.
Это правильно. Необходимо обратить внимание на альпинизм с этой точки зрения».
***
«Трекинг – это не альпинизм. К нам в Фанские тоже группы приезжали. Это хорошо организованный поход с гидом. Но в основном, туристы сами ходят. Сейчас есть хорошие карты».
***
«Фестивали в 2006, 2007, 2008 году, три года подряд были моей реализовавшейся мечтой. Приезжали внуки Визбора. Приезжали барды с гитарами. Это пошло на пользу.
Когда в 2006 году спросила, у нас была молодежь из Татарстана, Сибири, Дальнего Востока: «Кто такой Визбор?», было всего поднято несколько рук. – «А кто песни знает?». Тоже мало.
Мы занялись тем, что к следующему году распечатали песни. И когда спросила: «Кто знает Визбора?», подняли руки все. Очень приятно было, что звучал гимн «Я сердце оставил в Фанских горах».
***
«И в какие бы экспедиции я потом не ездила – Фанские горы звали вернуться, и возвращения были радостными, такими же, как возвращения домой после долгой разлуки. Тебя приветствуют сказочные вершины: Чапдара, распахнувшая крылья над долиной, классически строгая Бодхона, фантастический Замок, Чимтарга, Ми- рали, да весь венец вершин, глядя на которые, конечно, вспоминаешь покорителей. Подумать только, сколько великих альпинистов подарили свои маршруты следующим восходителям, посмотрите, какие имена: В.Грищенко, Б.Кораблин, Ю.Попенко, В.Седельников, А.Колчин, Ф.Житинев, В.Сенчина, В.Архипов, О.Шумилов, Ю.Емельяненко, А.Винокуров, В.Солонников, В.Моногаров, А.Кустовский, А.Пархоменко, В.Черевко, О.Капитанов, Б.Ефимов, А.Самодед, А.Мошников, всех не перечесть».
***
«Маршруты, пройденные ими, остаются маршрутами высшей категории трудности, некоторые из них пройдены всего один раз, – никто не решается их повторить. В Фанских горах собирались сотни альпинистов от супермастеров до новичков со всех республик, приезжали команды чехов, немцев, австрийцев, выходили альбомы великолепных фотографий Фанских гор. Здесь кипела аль- пинистская жизнь высшего сорта вплоть до 1991 года, а потом – провал, горы стоят, а людей нет».
***
«Когда в 1997 году я по безлюдным, пугающими тишиной, ущельям пошла здороваться с вершинами, то не встретила ни единого альпиниста. Тогда я сказала себе и пообещала горам, что сделаю все для того, чтобы вернуть в этот большой стадион спортсменов, занимающихся горными видами спорта».
***
«Строившийся в Алаудинском ущелье спортивный центр, который теперь называется «Вертикаль – Алаудин», вселял в меня уверенность, что все получится, как бы трудно не было, потому что строится Дом, куда мы и начнем приглашать альпинистов. Этот Дом стал моим вторым домом. Необходимо сказать о предыстории начала строительства. Летом 1990 года Фанские горы были переполнены альпинистскими меро- приятиями от учебно-тренировочных сборов до чемпионата Союза. По ущельям гуляли итальянцы, американские школьники и другие «капиталисты». В этом горном районе функционировал всего один стационарный альпинистский лагерь «Артуч», расположенный в долине реки Артуч. Поэтому просто кричала и выпирала необходимость строительства альплагеря в Алаудинском ущелье».
***
«Альпинисты МГУ, неоднократно проводившие здесь научно-спортивные и спортивные экспедиции, захотели построить такой альплагерь. Наши активные и умные альпинисты Иван Введенский и Миша Штарков были связаны общим делом с московской строительной ор- ганизацией «Вертикаль», которой руководил и руководит замечательный человек Анатолий Алексеевич Евглевский. Его надо было влюбить в горы, прежде чем просить что-либо строить в горах. Он побывал в горах. И – начал строить!».
***
«Сейчас на поляне недалеко от Алаудинско- го озера стоят: 3 домика, отдельное здание столовой, недостроенные хозяйственные по- стройки на 5 гектарах. В 1998 г. Евроазиатская ассоциация альпинизма и скалолазания (ЕААС) решила провести один из классов Чемпионата СНГ по альпинизму в Фанских горах Республики Таджикистан. Разослали приглашения, дополнительно писали письма, звонили, одним словом, тревожили души альпинистов, раньше бывавших в Фанских горах неоднократно. Я удивилась и обрадовалась: восемь классных команд приняли тогда участие в Чемпионате. И колесо закрутилось. Последующие годы были не столь впечатляющими по количеству команд, но ими делались классные маршруты!»
***
«Сохраните все то, что вам передает старшее поколение, и сотворите еще новое, свое. Тогда альпинизм не умрет. Приезжайте в Фанские горы! Всем счастья, здоровья, удачи Вам, люди Вертикали!»
Подготовил
Саид АЛИ
Справка НИАТ «Ховар»:
Фанские горы (в просторечии Фаны) расположены на юго-западе Памиро-Алая в районе Гиссарского и Зеравшанского хребтов, что переводится соответственно как «Крепость» и «Дающий золото» — этот район до сих пор хранит золотоносные рудники. Преимущественно расположены на территории Таджикистана.
Условно Фанские горы ограничены с севера Зеравшанским хребтом, с юга – Гиссарским хребтом, с востока рекой Фан-Дарья, с запада рекой Арчимайдан. Район Маргузорских озёр часто также относят к Фанским горам.
Высшая точка района — вершина Чимтарга: 5489 м.. Другие пятитысячники — Бодхона (5138 м), Чапдара (5050 м), Большая Ганза (5306 м), Малая Ганза (5031 м), Замок (5070 м), Мирали (5132 м), Энергия (5120 м).
Фанские горы славятся своими живописными озёрами, среди которых — Алаудинские в долине реки Чапдара, а также Куликалонские, Алло и знаменитый Искандеркуль.