Академик Г. Мироджов: «Я полностью согласен с Президентом Таджикистана относительно неэффективной деятельности лабораторных служб страны»

Ноябрь 1, 2018 15:43

ДУШАНБЕ, 01.11.2018 /НИАТ «Ховар»/.   В сентябре текущего года Основатель мира и национального единства — Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон на встрече с работниками сферы здравоохранения в ТГМУ раскритиковал работу многих медучреждений, в частности, деятельность лабораторных служб. Глава государства  также выразил недовольство относительно распространения вирусных гепатитов в стране, что является частью общих задач таджикской гастроэнтерологии.

Как сегодня развивается гастроэнтерологическая служба страны? О её успехах и проблемах, а также о своей точке зрения относительно замечаний Главы государства в интервью корреспонденту НИАТ «Ховар» рассказал главный специалист по гастроэнтерологии Министерства здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан, академик Гиёсиддин Мироджов.

— Гиёсиддин Кудбиддинович, как Вы сегодня оцениваете уровень гастроэнтерологической службы Таджикистана?

— Гастроэнтерология сегодня в мире развивается большими темпами, но и мы не отстаем от мирового развития. В Таджикистане проблемы с болезнями пищеварительных органов были всегда актуальны. Не зря именно здесь в 1959 году был открыт Институт гастроэнтерологии.  В бывшем Советском Союзе — это первый институт. После нас только в 1968 году открылся аналогичный институт в Москве, в 1972 году — в Днепропетровске (Украина). Мы первооткрыватели. Почему у нас? Потому что у нас жаркий и сухой климат. Во-первых, мы теряем большое количество жидкости, но при этом очень мало пьём. Во-вторых, пьём плохую воду. В-третьих, у нас много различных инфекций. В связи с этим у большинства людей кишечник плохо работает, нарушение кишечной флоры является частым заболеванием, причём резко выраженным. Это с одной стороны. А с другой стороны, Таджикистан из стран Центральной Азии является эндемическим очагом вирусных гепатитов В, С и D. Сейчас появилось много разновидностей этих вирусов.  Только 10 вирусов, которые вызывают поражение печени. Но самые страшные из них эти три вида, распространённость которых в Таджикистане очень велика. И развитие заболеваний печени тоже велико. С начала 60-х годов прошлого века мы занимаемся решением проблем пищеварительного тракта.

На данный момент гастроэнтерология не только полностью восстановила свой потенциал, но и обрела былую мощь. Если два года назад было 9 докторов медицинских наук и 25 кандидатов, то сейчас 10 докторов и 30 кандидатов, только в нашем институте. Институт сейчас среди республик постсоветского пространства занимает ведущее место.  Нас признают не только российские коллеги и ставят в пример, но и другие мировые светила гастроэнтерологии. Например, известный в России и Европе академик Владимир Ивашкин всегда говорит, что Таджикистан по развитию гастроэнтерологической службы занимает ведущее место.

Сейчас благодаря постоянной поддержке и вниманию Президента Таджикистана Эмомали Рахмона осуществляется  максимальное оснащение медицинских учреждений самым современным оборудованием.  Гастроэнтерологическая служба не исключение. Ни один наш больной не станет ехать на обследование и лечение за рубеж. Взять, к примеру, эндоскопию. Это обследование охвачено со всех сторон. Для тех пациентов, кто не может глотать зонд, появилась капсульная эндоскопия. Обследование дорогое, но избавляющее пациента от неприятных ощущений. Появилась возможность с помощью эндоскопа останавливать кровотечение. У нас хорошо развита вирусология. Так как вирусные гепатиты в Таджикистане занимают ведущее место, мы научились распознавать вирусы всех типов. Такая методика у нас налажена на самом современном уровне, благодаря ей можно точно диагностировать и правильно лечить. У нас отличная радиологическая служба. То, что мы делаем в радиологии, в республике больше нигде не делают.  Ежемесячно осуществляется поставка радиоизотопов, что даёт возможность изучать функциональное состояние практически всех гастроэнтерологических органов, от развития клеток до функциональной способности органа.  Широко используются современные методы газожидкостных фотографий. Есть группа эндохирургов, они с помощью эндоскопа оперируют желудок и печень. У нас функционирует отличная гастроэнтерологическая хирургия. Как видите, вся служба института работает слаженно, как одно целое.  В республике фактически создана современная полноценная гастроэнтерологическая служба. Гастроэнтерологические отделения имеются во всех областных больницах, во многих городских и районных центрах здоровья. Раньше такой службы не было.

Хотелось бы ещё добавить, что благодаря Всероссийской неделе гастроэнтерологии, которая ежегодно проходит в октябре в Москве,  и  в которой  я принимаю участие уже 24 года подряд,  мы не только получаем новый опыт и знания, но и представляем научные разработки таджикской гастроэнтерологии. В работе этого солидного форума принимают участие не только гастроэнтерологи из России, но и Европы. Мне очень приятно, что среди республик Центрально-Азиатского региона только Таджикистан активно участвует в работе этого форума. Нас приглашают не только в качестве докладчиков, но и в качестве председателей. В этом году я председательствовал на весьма значимом симпозиуме по заболеваниям желудка и печени. Это большой авторитет не только для меня, но и для всей нашей республики. Что в этом году было нового? Дело в том, что в течение многих лет о функциональных заболеваниях желудочно-кишечного тракта никто не знал. Мы говорили, что функциональных заболеваний не бывает, а бывают в основном органические заболевания, где есть поражения этих органов, там и возникают различные заболевания, начиная от хронического гастрита и язвенной болезни до рака желудка, хронического колита, болезни Крона, цирроза печени. Многие заболевания являются следствием функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта. То есть, при обследовании человек полностью здоров. Но у него постоянная тошнота, отрыжка, рвота, изжога, диарея, что сильно снижает качество жизни пациента. Это и есть функциональные нарушения. Но никаких органических нарушений нет. Поэтому сейчас в гастроэнтерологии появилось новое направление — нейрогастроэнтерология. Уже разработаны методы диагностики и лечения функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта. В этом отношении мы ушли немного вперёд. Это имеет огромное значение не только для республики, но и для гастроэнтерологической науки в целом.

Другая проблема, которая также обсуждалась на Всероссийской гастроэнтерологической неделе, — это живая неалкогольная болезнь печени. Это проблема века. Почему? Да потому что в мире сейчас «растёт» ожирение, а ожирение вызывает много осложнений, отсюда и сахарный диабет, и живая неалкогольная болезнь печени. Сейчас есть возможность лечить и диагностировать это серьёзное заболевание, которое приводит к раку печени, а также усиливает сердечно-сосудистую патологию.

— 1 сентября текущего года Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, выступая перед преподавателями и студентами  Государственного медицинского университета имени Абуали Ибни Сино, а также работниками сферы здравоохранения, подверг критике деятельность лабораторий, отметив, что уровень профессионализма работников лабораторий и навыки использования современного оборудования оставляют желать  лучшего. Что Вы можете сказать по этому поводу? Как обстоят дела с гастроэнтерологической лабораторией?

— Президент страны прав. Действительно, в республике за последнее время, кроме государственных лабораторий, появилось много частных. Если проанализировать деятельность всех этих лабораторий, то многие из них работают неэффективно, а многие на очень низком уровне. И в этом я полностью согласен с Основателем мира и национального единства — Лидером нации, Президентом Республики Таджикистан уважаемым Эмомали Рахмоном. Если один и тот же анализ провести в нескольких разных лабораториях, то вы получите совершенно разные результаты. И это никуда не годится. В республике должна быть создана компетентная экспертная комиссия, которая бы осуществляла чёткий контроль над деятельностью лабораторных служб республики. Причём комиссия должна хотя бы раз в квартал проверять лаборатории, качество их услуг, действие оборудования и реактивов, а также компетентность самих лаборантов. Сейчас лаборатории появились даже в мелких районах страны, но никто их не контролирует: что они делают, какие анализы проводят. Очень часто ко мне обращаются больные из разных городов и районов республики и дают самые разные результаты анализов, которые иногда абсолютно не соответствуют действительности. Мне порой становится стыдно за наши лабораторные службы. Иногда я вынужден заставлять больного заново пройти обследование и сдать анализы в лаборатории Института гастроэнтерологии потому, что симптоматика его заболевания не подтверждается теми результатами, которые предоставляет пациент. Я категорически против лаборатории «Диамед», которая имеет филиалы по всей республике и выдаёт самые различные результаты анализов. Поэтому деятельность этой лаборатории необходимо серьёзно проверить. «Диамед» вызывает недовольство у больных. Вторая такая лаборатория, которая вызывает сомнение, – это «21 век». И таких сомнительных лабораторий, которые работают на очень низком уровне, в республике немало, это вызывает беспокойство. Поэтому я считаю, что деятельность лабораторных служб в Таджикистане необходимо взять под особый контроль. А те лаборатории, которые просто наживаются на больных, закрыть. Однажды мы провели небольшой эксперимент. Взяли обыкновенный чёрный чай и раздали всем лабораториям города Душанбе, попросили провести общий анализ мочи. Когда мы получили результаты, то были в шоке. В чёрном чае они нашли лейкоциты, эритроциты и даже белок. Вы представляете? Отсюда вывод: деятельность лабораторий не только в городе Душанбе, но и во всей республике необходимо взять под особый контроль. Когда пациент с результатами анализов приходит к врачу, то он надеется, что они точны и верны. А получается, что у больного одна патология, а анализы показывают совсем другую картину. Приходится заново обследовать его, на что дополнительно тратятся время и средства.

Тем не менее, из всех лабораторий нашей страны я могу выделить лабораторию, расположенную в Национальном медицинском центре (Карияи боло) – Государственное учреждение «Национальная референс-лаборатория». Она действительно работает на должном уровне. Там самое современное оборудование и высококвалифицированные специалисты, профессионализм которых не нуждается в сомнении. Вот эту лабораторию я могу рекомендовать пациентам, так как их потраченные средства и время не будут напрасными.

Что касается лаборатории Института гастроэнтерологии, её работа достаточно хорошо налажена, особенно развита биохимия. Дело в том, что Институт гастроэнтерологии работает уже более 60 лет. И, конечно, мы стараемся держать свою марку. Поэтому и я, и директор института, и сотрудники постоянно контролируем деятельность всех гастроэнтерологических лабораторий. Иногда ко мне из нашей лаборатории поступают результаты анализов, и если мне что-то не нравится, то я заставляю их переделывать заново за свой счёт. И делаю я это для того, чтобы лаборанты сами нашли свою ошибку и исправили. Такой контроль должен быть везде. Естественно, я могу с уверенностью сказать, что лаборатория Института гастроэнтерологии работает слаженно и на должном уровне. Потому что есть контроль. Без контроля ни одна служба нормально функционировать не будет. Диагностического оборудования в институте вполне хватает. А вот научное оборудование немного устарело. У нас нет современных реактивов, а без реактивов невозможно проводить качественные анализы. Обеспечение современными химическими реактивами, научным оборудованием даёт стимул для развития научной гастроэнтерологии.

Как обстоят дела с кадровым потенциалом, хватает ли врачей-гастроэнтерологов?

— Несмотря на то, что в стране активно готовят медицинские кадры, их всё равно не хватает. Наблюдается нехватка именно профессиональных врачей. Если раньше в республике по медицине действовало два диссертационных совета: один на кафедре общей хирургии в Государственном медицинском университете и второй — у нас, в гастроэнтерологии, то сейчас действует лишь один диссертационный совет на базе нашего института. Здесь мы защищаем и кандидатские, и докторские диссертации, не выезжая за пределы страны. Более того, в Таджикистане есть Высшая аттестационная комиссия при Президенте Республики Таджикистан, которая аттестует научных и научно-педагогических работников высшей квалификации. Специалисты всегда нужны и востребованы. Хороших специалистов никогда не бывает много. Мы стареем, на смену нам приходит молодёжь, которую мы должны выучить и подготовить на должном уровне. Это касается и подготовки высококвалифицированных научных кадров для преподавания в медуниверситетах и медколледжах страны.

— Какие ведутся научные разработки в области гастроэнтерологии, например, в предотвращении вирусных гепатитов? Об этом также говорил Глава государства на встрече с работниками сферы здравоохранения в ТГМУ.

— Без науки невозможно развитие гастроэнтерологии. Нашими учёными проводятся интересные научные разработки в области гепатита, в частности, гепатита В и С. Разрабатываются вопросы диагностики, профилактики вирусных гепатитов. Об этом также говорил Глава государства на встрече с преподавателями и медиками в ТГМУ, что мы сами создаём возможность, то есть сами распространяем вирусные гепатиты и до сих пор не можем предотвратить распространение вирусных гепатитов, особенно гепатита В и С, что является основной причиной развития цирроза и рака печени. И больные погибают от того, что мы своевременно не можем диагностировать и лечить их. Но мы над этим работаем.

Досконально изучается влияние бактерии Хеликобактер пилори на органы пищеварения, а также гелиотропная гепатоангиопатия. Серьёзные моменты есть и по фиброзам печени —  это начальная стадия развития цирроза. Если раньше было много алкогольных поражений печени, сейчас это место занимает неалкогольная живая болезнь печени. Откуда она появилась? Стало много полных людей.  Люди едят много и неправильно. С ними нужно проводить большую профилактическую работу.
Мы сейчас работаем более глубоко на уровне молекулярной генетики, изучаем влияние цитокинов, генной инженерии, работа идёт на самом современном уровне. И Президент, и Академия, и Минздрав нам оказывают большую поддержку. Такого оборудования, которое есть в Таджикистане, нет в странах Центральной Азии. И это здорово.

— Лидер нации неоднократно говорил, что, несмотря на то, что мы изготовляем некоторые виды медицинских препаратов из лекарственных трав, возможности и ресурсы Таджикистана до сих пор недостаточно используются. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— И тут я согласен с Лидером нации полностью: мы обладаем огромным потенциалом лекарственных растений, которые остаются ещё недостаточно изученными. Более того, мы недостаточно изучаем наследие и тысячелетний опыт  таких видных учёных, как Абуали Ибни Сино, Беруни, Зикриё Рази и других. Мы недостаточно разрабатываем новые лекарственные препараты на основе растений. И в этом вопросе я также полностью согласен с нашим уважаемым Президентом. В настоящее время мы серьёзно занимаемся разработкой лекарственных препаратов на основе растительного сырья для лечения вирусных гепатитов, хронических заболеваний печени, цирроза печени, а также неалкогольной живой болезни печени.

С какими заболеваниями пищеварительной системы больше всего к вам обращаются за помощью?

— Больше всего обращаются с заболеваниями печени и верхнего отдела желудочно-кишечного тракта: хронические гастриты, эрозии, язвенная болезнь, функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта, рак желудка на ранней стадии и болезни печени. Самое интересное, что стали учащаться латентные формы гепатитов. Они плохи тем, что больной узнаёт о своем недуге уже на последней стадии.

— Какие перспективы у гастроэнтерологической службы Таджикистана?

— Перспективы зависят только от нас. Как говорится, что посеем, то и пожнём. Как будем работать, такие результаты и получим. Наука будет развиваться естественным путём, без науки нельзя. Но, кроме науки, мы должны активно работать среди населения, поднимать санитарную культуру. Необходимо объяснять, как нужно питаться, какую воду пить, как правильно мыть руки. Ведь мытьё рук – это тоже наука. Наша перспектива – это профилактика всех заболеваний, особенно гастроэнтерологических. Всё, что мы едим, всё отражается на нашем лице.  Если пищеварение нормальное, если вы принимаете здоровую пищу, не переедаете, то со здоровьем будет всё нормально. И ещё нельзя заниматься самолечением, так как многие лекарства – это яд, который губит наш организм.

Мы ежегодно проводим семинары по различным проблемам гастроэнтерологии в регионах страны: в Худжанде, Бохтаре, Кулябе, где повышаем квалификацию врачей-гастроэнтерологов. В планах у нас создание специальной Школы гастроэнтерологии, куда мы пригласим гастроэнтерологов со всех уголков нашей страны. Это не только поднимет уровень подготовки врачей-гастроэнтерологов, но и уровень гастроэнтерологической службы в целом.

                                                                   

Вопросы задавала
Кристина ЭРЛИХ,
корреспондент НИАТ «Ховар»

Ноябрь 1, 2018 15:43

Другие новости этой рубрики

Холодный сезон — горячая тема: что нужно знать о синдроме сухого глаза?
Меры, принятые руководством города Душанбе, сыграли значительную роль в развитии туризма и представлении возможностей отрасли
От культурных связей до экономики: важные итоги года для Таджикистана и России
Народная Демократическая партия Таджикистана отмечает 30-летие. Рассказываем о самом главном в ее деятельности
Сегодня Международный день гражданской авиации. Рассказываем об особенностях работы бортпроводников
В Таджикистане женщинам будут доступны новые профессии
Конституция Республики Таджикистан создала надежную правовую основу для защиты прав и свобод женщин
Шерали Кабир: «Крупные компании мира уделяют особое внимание природным ресурсам Таджикистана, увеличивая тем самым свои инвестиции в регион»
«Лучший чтец книг Лидера нации». Какова цель и критерии проведения конкурса?
Свыше 100 отечественных и зарубежных компаний, 16 государств, подписание договоров. Чем ещё запомнится «Dushanbe International Tourism Exhibition»?
Раджаббой Ахмадзода: «Человеческий потенциал – главная движущая сила экономики Согдийской области»
Посол США в Таджикистане Мануэль Микаллер: «За последние 5 лет Таджикистан продемонстрировал твёрдость и решимость на пути социально-экономического развития»