ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ КОРЕЙСКОГО УСПЕХА. Эксперт НИАТ «Ховар» о предстоящем визите Премьер-министра Республики Корея Ли Нак Ёна в Таджикистан
ДУШАНБЕ, 14.07.2019 /НИАТ «Ховар»/. По приглашению Премьер-министра Республики Таджикистан Кохира Расулзода с 15 по 17 июля Премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ён с официальным визитом посетит Республику Таджикистан. По информации Министерства иностранных дел Таджикистана, Премьер-министра Республики Корея примет Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, состоятся также переговоры правительственных делегаций. В ходе предстоящих переговоров в Душанбе будут обсуждены вопросы двустороннего таджикско-корейского сотрудничества в различных сферах. Корреспондент НИАТ «Ховар» обсудила предстоящий визит со старшим научным сотрудником Института изучения проблем стран Азии и Европы Академии наук Республики Таджикистан, главой Корейской общественной организации в Таджикистане Виктором КИМом.
— Виктор Михайлович, вы уже наверняка знаете, что в Таджикистан с официальным визитом прибывает Премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ён…
— Да, 10 июля я прочитал эту новость на сайте НИАТ «Ховар».
— Как вы относитесь к этому визиту?
— Сказать, что «хорошо», это ничего не сказать. Скажу главное – это очень важный визит для Таджикистана и вместе с тем неожиданный.
— Неожиданный?
— Дипломатические отношения между Республикой Таджикистан и Республикой Корея установились 27 апреля 1992 года. За 27 лет это первый такого высокого уровня визит корейской стороны в Таджикистан.
— Вы затронули таджикско-корейские отношения. Информацию об официальной статистике визитов и событий можно найти и ознакомиться. А вот есть ли вопросы, которые не известны и были бы интересны общественности? Например, как относятся этнические корейцы Таджикистана к вопросу установления дипломатических отношений?
— Если я скажу: «мы имеем прямое отношение», вы ведь можете не поверить. Но мы действительно имеем к этому прямое отношение. Вот некоторые факты. Уже в январе 1992 года многие страны СНГ установили дипломатические отношения с Республикой Корея. Мы, этнические корейцы Таджикистана, были очень заинтересованы в установлении отношений. Поэтому в феврале 1992 года была специальная поездка в Москву в Посольство Республики Корея в России. Перед поездкой в Москву была также встреча с первым заместителем Министра иностранных дел Таджикистана Эркином Рахматуллаевым, который подтвердил желание Таджикистана в установлении дипломатических отношений.
— Интересно, известно ли имя первого корейского дипломата, который посетил Таджикистан?
— Конечно известно. 27 декабря 1992 года делегация Посольства Республики Корея во главе с Генеральным консулом Посольства Со Хен Собом прилетела из Москвы в Душанбе. 29 декабря состоялась его встреча с тогдашним Министром иностранных дел Таджикистана Рашидом Олимовым.
— Виктор Михайлович, Вы возглавляете Корейской общественной организацией в Таджикистане, неоднократно участвовали во Всемирном корейском форуме. Скажите, у нас сейчас сколько этнических корейцев живут?
— В настоящее время в Таджикистане проживает, конечно, очень мало корейцев, не больше тысячи. А до 1990 года диаспора насчитывала порядка 14 тысяч человек, только в Душанбе жили около семи тысяч корейцев. Корейцы Таджикистана пережили войну и многие покинули страну именно в те, 90-е годы, – уехали в основном в Россию, свою вторую историческую родину.
— Вторая историческая родина?
— Да. Мы, корейцы Таджикистана все родом сначала из Кореи, потом из России. В Россию корейцы начали переезжать из Кореи еще во времена Российской империи более 150 лет назад. После аннексии Японии в 1910 году корейцы вынуждены были бежать из своей страны, большинство из них переехало опять же в Россию. В 1937 году корейцы были депортированы в основном в Казахстан и Узбекистан, и вплоть до 1954 года они не имели права покидать новых мест жительства. Но после смерти Сталина этот запрет был снят и в конце 50-х начале 60-х годов в поисках лучшей доли корейцы начали переезжать в другие республики. Так многие из Казахстана и Узбекистана попали в Таджикистан. Хотя есть в нашей диаспоре и те, кто приехал сюда до 1937 года. Это были выпускники центральных вузов, молодые специалисты, прибывшие сюда в основном из Москвы и Ленинграда. Это были в основном дети, родители которых считались неблагонадежными. Врачи, инженеры, юристы, педагоги начали свою трудовую деятельность в Таджикистане. Они оставили свои имена в истории трудовых достижений практически во всех отраслях народного хозяйства, в медицине, стали видными педагогами Таджикистана. Это Н. Хван – главный врач Республиканского роддома; это в 1960 году возглавивший Душанбинскую горэлектросеть Александр Пак, стоявший у истоков создания Политехнического института Роман Ли. Его однофамилец Николай Ли, спустя годы, стал начальником следственного Управления Генеральной прокуратуры Таджикистана. Его брат Тайсун Ли в свое время возглавлял завод «Таджикгидроагрегат».
— Занимались и сельских хозяйством…
— Да, корейцы, переселившиеся в Таджикистан, в основном занимались сельским хозяйством и находились в полной зависимости от урожаев и от погоды. Так в начале 60-х годов на пустом месте среди солончаков в Фархарском районе было создано рисоводческое хозяйство «Сурхоб». Со дня основания и до 1992 года возглавлял его Петр Григорьевич Ким. Там и жили первые переселенцы. Пока еще не были построены дома, ютились в юртах, осваивали новые земли. Петр Григорьевич известен в нашей стране как новатор. Именно он применил впервые технологию двух урожаев. Осенью на своих гектарах сажал озимую пшеницу, ранней весной убирал ее и тут же сеял рис. Он же стал и первым рисоводом в Таджикистане, который добился высоких показателей в производстве риса. Как известно, рисоводство как отрасль получило развитие в нашей стране с поселением корейцев. Корейцы получали высокие урожаи лука и бахчевых…
— А в чем, так сказать, секрет успеха корейцев?
— Секрет очень прост: трудолюбие. Корейцы, как правило, знают одну истину – всё в твоих руках. Благополучие само со временем придет – только честно трудись и будь терпелив.
— Как хорошо, вы знаете всех своих земляков как пять своих пальцев!
— Знаю. Нас мало, поэтому можно сказать, что мы все друг о друге знаем: где и сколько корейцев проживает в том или ином районе, чем заняты и в какой помощи нуждаются корейские семьи.
Одним из важных направлений в своей деятельности как руководитель Корейской общественной организации считаю укрепление связей с организациями, представляющими диаспоры других стран бывшего Советского Союза, а также тесное общение с Южной Кореей через представителей всевозможных общественных организаций.
— А правительство Кореи помогает вам?
— Да, безусловно. Например, по вопросу, который волнует многих в Таджикистане, — это упрощение процедур посещения Республики Корея и возможность работать. Для нас, зарубежных корейцев, в том числе и для Таджикистана, существуют специальные визы H-2 и F-4, которые позволяют нам беспрепятственно в течение пяти лет многократно посещать Республику Корея и даже работать.
— Граждане Таджикистана не имеют основания легально работать в Южной Корее в качестве трудовых мигрантов, поскольку Южная Корея принимает мигрантов исключительно согласно межправительственному договору. В настоящее время таджикские мигранты получают туристическую визу и нелегально пребывают в этой стране. Будет ли подписано соглашение?
— Надеемся. Если помните, еще в апреле 2017 года в честь 25-летия установления дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Республикой Корея состоялся официальный визит Министра занятости и труда Республики Корея Ли Ки-Квон в Республику Таджикистан, состоялись двухсторонние его встречи с Премьер-министром Республики Таджикистан Кохиром Расулзода и Министром труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан Сумангул Taгoйзода. СМИ тогда писали, что на этих встречах стороны положительно оценили сотрудничество, которое сложилось за 25 лет дипломатических отношений, также был обсужден ряд важных вопросов в сфере политики, экономики и культуры, вопросы о проектах по предоставлению Таджикистану безвозмездной помощи (ODA) и трудовой миграции. Господин Ли Ки-Квон встретился тогда в дружеской обстановке с корейскими соотечественниками в Таджикистане.
Позже, в октябре того года в Душанбе прибыл также заместитель министра иностранный дел Южной Кореи Лим Соннам и был принят вице-премьером Таджикистана Азимом Иброхимом по вопросам подписания межправительственного договора о трудовой миграции Представитель Южной Кореи тогда заявил, что по данному вопросу правительством его страны создана рабочая группа, которая изучает проект вышеназванного соглашения.
Я думаю, что официальный визит Премьер-министра Республики Корея Ли Нак Ёна в Душанбе станет поворотным моментом в двусторонних отношениях между Таджикистаном и Южной Кореей, в том числе и по вопросу трудовой миграции.
— Таджикистан заинтересован использовать передовой производственный и технологический опыт Республики Корея, в перспективных направлениях двустороннего сотрудничества, как гидроэнергетика, добыча и разработка полезных ископаемых, машиностроения, освоения нефтяных и газовых месторождений.
— Одним словом, предстоящий визит Премьер-министра Республики Кореи придаст новый импульс в динамичном развитии двухсторонних отношений между двумя странами.
— Спасибо за беседу!
Елена БАТЕНКОВА,
НИАТ «Ховар»