«УШЕЛ РУДАКИ, НО МУДРОСТЬ ЕГО ОСТАЛАСЬ…». Сегодня в Таджикистане отмечают День Рудаки
ДУШАНБЕ, 22.09.2019. /НИАТ «Ховар»/. Сегодня в Таджикистане отмечается день рождения основоположника таджикской и персидской классической литературы Абу Абдулло Джафар Рудаки («Адам поэтов» — так его называли сотни лет назад и называют сейчас).
Напомним, День Рудаки празднуется в Таджикистане, начиная с 2002 года.
Выдающийся поэт Абу Абдаллах Джафар Ибн Мухаммад (по другим источникам – Абуль Хасан) родился в 858 году в селении Панджруд (в переводе с таджикского «пять ручьёв», ныне кишлак Панджруд Пенджикентского района Согдийской области Республики Таджикистан) неподалеку от знаменитого городища Пенджикент и ушел из жизни в 941 году там же. Рудак означает ручеёк, отсюда и псевдоним поэта Рудаки (то есть из Панджруда, иными словами рожденный в Панджруде).
Рудаки является родоначальником таджикско-персидской литературы, основателем поэзии на фарси-дари, основоположником поэтических жанровых форм. Он писал поэмы, касыды, газели, рубаи, лугз (или чистан), кит’а. По преданиям, его перу принадлежат более 130 тысяч двустиший, однако из всего литературного наследия Рудаки до современников дошла лишь тысяча из них. Целиком сохранились касыда «Мать вина» (933 год), автобиографическая касыда «Жалоба на старость», а также около 40 четверостиший.
Произведения Абуабдулло Рудаки всегда полны мудрости и жизненного опыта, которые до сегодняшнего дня вдохновляют поэтов и писателей.
Рудаки свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе саманидских правителей Бухары, достигнув большой славы. Из литературного наследия Рудаки (по преданию – более 130 тысяч двустиший) дошла до нас едва лишь тысяча двустиший. Целиком сохранились касыда «Мать вина» (933 год), автобиографическая касыда «Жалоба на старость», а также около 40 четверостиший (рубаи). Остальное — фрагменты произведений панегирического, лирического и философско-дидактического содержания, в том числе отрывки из поэмы «Калила и Димна» (перевод с арабского, 932), и пяти других поэм. Наряду с хвалебной и анакреонтической темами в стихах Рудаки звучит вера в силу человеческого разума, призыв к знанию, добродетели, активному воздействию на жизнь. Простота поэтических средств, доступность и яркость образов в поэзии Рудаки и его современников характеризуют созданный ими хорасанский, или туркестанский стиль, сохранявшийся до конца XII века.
Великолепные стихи и прозы А. Рудаки породили не менее великих поэтов и писателей таких как, Фирдоуси, Хайям, Саади, Хафиз, Руми, Низами, Джами, Насир Хисрав, Камол Худжанди, Ас-Самарканди, Бедиль и многие другие, которые внесли огромный вклад в развитие таджикско-персидской литературы.
Следует отметить, что в 2002 году по инициативе депутатов Парламента Республики Таджикистан и при поддержке Основателя мира и национального единства, Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Закон Республики Таджикистан «О праздниках» внесено изменение и 22 сентября объявлен Днем Рудаки, который будет отмечаться ежегодно.
Пусть ушёл Рудаки, но мудрость его осталась,
Даже если роза завянет, аромат её сохранится.
***
От эпохи Рудаки и его единомышленников нас разделяет целое тысячелетие. Классическая литература времен Саманидов всегда была и останется образцом для современной таджикской литературы и её представителей потому, что она наполнена духом патриотизма, любви к национальным ценностям и культуре.
Рудаки в юности стал популярен благодаря своему прекрасному голосу, поэтическому таланту и мастерской игре на музыкальном инструменте руде. Он был приглашен Насром II ибн Ахмадом Саманидом (914-943 гг.) ко двору, где и прошла большая часть жизни. Как говорит Абу-л-Фазл Балами, «Рудаки в свое время был первым среди своих современников в области стихотворства, и ни у арабов, ни у персов нет ему подобного»; он считался не только мастером стиха, но и прекрасным исполнителем, музыкантом, певцом.
Рудаки воспитывал начинающих поэтов и помогал им, что еще больше поднимало его авторитет.
Однако в преклонном возрасте Рудаки терпит большие лишения. Престарелый и слепой поэт, а может быть, насильственно ослепленный, как утверждают некоторые источники, был либо вследствие его дружбы с Балами, либо из-за причастия к движению карманов изгнан со двора и вернулся к себе на родину.
После этого Рудаки прожил немного. Как пишет Самани в книге «Ал-Ансаб», поэт умер в 941 г.(952 г.) в своем родном селении.
До нашего времени дошло едва ли больше 2000 строк из произведений Рудаки. Сохранившиеся стихи Рудаки свидетельствуют о его высоком мастерстве во всех поэтических жанрах той эпохи. Он писал тождественные оды (касады), лирические газели, большие дидактические поэмы (сборник известных басен из цикла «Камила и Димна» и др.), сатирические стихи и траурные посвящения.
Рудаки не был придворным одописцем обычного типа. Его оды начинаются с ярких описаний природы, воспевания радостей жизни и любви, разума и знаний, благородства и жизненных невзгод, почитания человека и его труда, отдает предпочтение жизненной практике и называет ее лучшим наставником. У Рудаки почти отсутствуют религиозные мотивы. На многих стихах лежит печать глубокого философского раздумья. В стихотворении, посвященном наступившей старости, Рудаки спрашивает кто виновник наступившей старости, и отвечает:
Ты видишь: время старит все, что нам казалось новым.
Но время также молодит деяния былые.
Да, превратились цветники в безлюдные пустыни,
Но и пустыни расцвели, как цветники густые.
Своим творчеством Рудаки заложил основы всей таджикско-персидской поэзии, выработал основные жанры и жанровые формы; в его стихах выкристаллизовывались почти все поэтические размеры и системы образов. Стихи Рудаки стали образцом для последующих поколений таджикских поэтов.
Он признанный основоположник классической поэзии, которая, распространившись в X-XV вв. среди таджиков и персов, выдвинула таких корифеев, как Фирдоуси и Хайям, Саади и др. Классики этой поэзии любовно вспоминали Рудаки, считая его своим учителем.
Место его рождения до 1940 года не было известно. По мнению одних родиной Рудаки являлась Бухара, другие считали Самарканд, третьи — селение Панджруд. На основе письменных свидетельств и общения с местными жителями, крупнейший таджикский писатель и литературовед Садриддин Айни пришёл к заключению, что родиной поэта является селение Рудак. Ему же удалось установить место захоронения поэта в кишлаке Панджруд. К какому социальному классу принадлежала семья Рудаки неизвестно.