ГАЗ ВПЕРВЫЕ ЗА СЕМЬ ЛЕТ ОКАЗАЛСЯ ДОРОЖЕ НЕФТИ. Последствия мирового топливно-энергетического кризиса ощущаются и в Таджикистане

Октябрь 7, 2021 13:19

ДУШАНБЕ, 07.10.2021 /НИАТ «Ховар»/. Рекордный скачок цен на природный газ привёл к тому, что он стал дороже нефти в пересчёте на эквивалент впервые с 2014 года. Как передает НИАТ «Ховар», к такому выводу пришли в британском международном ценовом агентстве Argus. Там не исключают того, что пик стоимости топлива ещё не достигнут.

Мировые цены на газ достигли в среду своего абсолютного максимума — $1 900 за 1 тыс. куб. метров, лишь к концу дня отскочив до $1 450.

Рост стоимости топлива начался еще в июле, уже к 14 сентября цена 1 тыс. куб. метров достигла рекордных $800. 28 сентября фьючерсные контракты на 1 тыс. куб. метров продавались уже за $1 тыс., а 6 октября была преодолена отметка в $1,5 тыс.

Как отмечают в агентстве, ещё никогда природный газ не держался в цене выше нефти так долго. Голубое топливо стало дороже чёрного золота в июле этого года впервые с зимы 2014-го.

Но тогда это продолжалось только 37 дней, а сейчас уже более шестидесяти.

«При таких уровнях цен предприятия тепло- и электрогенерации предпочтут газу не только уголь, но и мазут, хоть это и не входит в зону предпочтений правительств многих стран в силу экологической повестки», — пишут аналитики.

В Европе

В преддверии зимы резкое повышение цен на топливо оказалось в центре внимания основных импортеров газа — прежде всего европейских государств. Вопрос стал ключевым и на проходящем в среду 6 октября  в Словении неформальном саммите лидеров стран ЕС, заявил председатель Евросовета Шарль Мишель.

Стоимость газа в Европе побила сразу два рекорда: сначала превысила отметку $1900 за тысячу кубометров, а затем за короткое время обвалилась на $600. Такие ценовые скачки топлива могут быть опасны для отрасли, считают эксперты «Газеты.ру». По их мнению, на рынке образовался пузырь, который уже начинает лопаться и вести к острому дефициту спроса.

Высокие цены на газ в Европе могут погрузить отрасль в кризис, заявил начальник управления структурирования контрактов и ценообразования «Газпром экспорта» Сергей Комлев. По его словам, это плохо как для потребителей, так и для поставщиков. Нынешние цены топ-менеджер назвал «неадекватными». По сравнению с маем 2020 года они выросли фактически в 30 раз, что приводит к деградации спроса, подчеркнул Комлев.

«По таким ценам его (газ — «Газета.Ru») покупать интереса больше нет, это отражается в том числе на наших поставках. [В итоге] мы сталкиваемся с ситуацией деградации спроса: отовсюду приходит информация, что закрываются заводы в Европе, например, завод по производству удобрений. Разорились поставщики природного газа [для] конечных потребителей», — сказал он на Петербургском международном газовом форуме (цитата по РБК).

В Таджикистане

Последствия мирового топливно-энергетического кризиса ощущается и в Таджикистане. Цены на газ взлетели вверх.   «Это не в первый раз, но такого скачка цен еще не было», — пишет  портал Your.tj. На сегодня (7 октября)  цена бензина АИ-92 – 10,4 сомони, АИ-95 – 11 сомони, сжиженный газ – 7,5 сомони.  На большинстве АЗС его (газа) и вовсе нет.

Ситуация с сжиженным углеводородным газом (СУГ), который на 90% импортируется из Казахстана, уже ясна.  Как ранее  сообщало НИАТ «Ховар», Казахстан «для недопущения возникновения дефицита на нефтепродукты на внутреннем рынке» с 9 мая 2021 года ввел запрет на вывоз топлива автомобильным транспортом сроком на 6 месяцев. Соответствующий совместный приказ от 27 апреля 2021 года подписан Министерством энергетики РК «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан». Сейчас подготовлен проект другого приказа о новом запрете – опять сроком на шесть месяцев. Проект приказа был размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 1 октября.

Другими словами, в Казахстане бензина стало не хватать, разумеется, газа тоже, поскольку в результате дефицита одного вида топлива спрос, и вместе с ним цена, на другой тут же растет. Как сообщил в интервью Your.tj представитель одной из топливных компаний Таджикистана, оптовые цены начали стремительно расти в Казахстане с начала августа: 4 августа тонна газа стоила $615, 11 августа – $665, а 18 августа – $730. И это только отпускная цена завода без учета перевозки и растаможки.

В настоящее время Правительство Таджикистана рассматривает варианты поставки газа из России (как и прежде) и Туркменистана. Как сообщало НИАТ «Ховар», в рамках  официального  визита Президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Туркменистан  в августе этого года было подписано 20 документов, в том числе 4 соглашения и меморандум о сотрудничестве в сфере перевозок сжиженного газа и горюче-смазочных материалов. Согласно этим документам, из Туркменистана в Таджикистан будет доставлено 50 тысяч тонн нефтяного кокса, 50 тысяч тонн авиационного топлива, сжиженного газа, химикатов и минеральных удобрений, из Таджикистана предусмотрен вывоз 10 тысяч тонн алюминия в год, а также представление конкурентоспособных тарифов на перевозку и транзит товаров по железной дороге.

Сейчас потребность Таджикистана в сжиженном газе в месяц составляет 35-37 тыс. тонн, в бензине 20-22 тыс. тонн, в дизтопливе 25-27 тыс. тонн. То есть, проблем с топливом не должно быть. Но цены продолжают расти и дальше. И представители топливных компаний это объясняют общемировыми трендами.

«Мировая экономика постепенно восстанавливается после пандемии и вслед за этим растет и спрос на сырье, в том числе на бензин. Бензин дорожает вслед за глобальными ценами на нефть», – объясняет Your.tj со ссылкой на поставщиков.

НИАТ «Ховар» попытался разобраться, в чем же все-таки основная причина топливного энергетического кризиса в мире.

Причина возникновения кризиса

Глобальный топливно-энергетический кризис, вероятнее всего, является следствием кризиса глобальной системы управления энергией.

Потребление в последнее время ископаемого топлива возросло из-за быстрой индустриализации развивающихся стран, таких как Китай и Индия. Однако основная доля углеводородов потребляется уже развитыми странами, такими как США, Россия, Япония и западноевропейские государства. Ископаемые виды топлива также являются основным источником энергии для отопления домов и эксплуатации автотранспортных средств и выработки электроэнергии.

«Поскольку спрос был увеличен гораздо больше, чем увеличение производства ископаемых видов топлива, был создан непропорциональный дисбаланс между спросом и предложением, что привело к энергетическому кризису», пишет международный интернет-журнал «Источники энергии» (beelead.com).

По мнению журнала, если добыча ископаемого топлива останется постоянной, то, по оценкам, запасы будут исчерпаны в ближайшее время и появится проблема нехватки сырья. Нефтяной кризис 2008 года, когда цены на бензин взлетели до $150 за баррель, был ранним симптомом такого сценария. Растущий спрос в сочетании со спекуляциями об истощении запасов ископаемого топлива вызвал стремительный рост цен, который стал главным катализатором экономических кризисов в мире.

Таким образом, топливно-энергетический кризис вызван непропорциональной зависимостью от невозобновляемых энергетических ресурсов ископаемого топлива.

Углеводороды: уголь, нефть и газ вместе составляют 85 процентов от общего объема мирового энергоснабжения. На их долю приходится 37% нефти, 25% угля и 23% газа (всего 85%).

С другой стороны, возобновляемые источники энергии: гидро, солнечная, ветровая, ядерная, геотермальная, биогазовая и волновая — составляют лишь 15 процентов общемировой доли энергоснабжения. Это также чистые источники энергии. Несмотря на их огромные преимущества, возобновляемые источники энергии не используются в достаточной степени по многим причинам. Причины могут включать технологические барьеры, первоначальные затраты и политические принуждения. Как наименее развитые, так и развивающиеся страны в основном сталкиваются с технологической отсталостью и препятствиями, в то время как развитые страны слишком медленно и неохотно передают свою технологию из-за более высоких затрат и политических причин.

Итак, первая причина кризиса – это мировое распределение энергии. Оно показывает, что наиболее развитые страны являются самыми высокими потребителями ископаемого топлива.

США, которые являются самой развитой страной в технологическом отношении и самой богатой в экономическом отношении, потребляют 25 процентов от общего объема мирового производства энергии, в то время как их население составляет лишь пять процентов от мирового. Это делает США самой высокой страной-потребителем энергии на душу населения.

На втором месте идет Япония, которая потребляет шесть процентов. Западноевропейские страны, которые также являются технологически развитыми, потребляют 15 процентов мировой энергии.

Китай, растущая экономика, потребляет девять процентов мировых энергетических ресурсов.

Однако остальная часть мира потребляет лишь 45 процентов производимой энергии.

Это потребление резко контрастирует с производством в отношении регионального распределения. Поскольку США имеют лишь 2,4 процента мировых запасов нефти и 3,5 процента запасов газа, Япония импортирует 75 процентов своих энергетических потребностей, Китай импортирует более 50 процентов своих энергетических потребностей. Крупнейшие запасы ископаемого топлива находятся на Ближнем Востоке и в России. Арабские страны обладают 61 процентом мировых запасов нефти, но они не являются крупными потребителями. Это неравномерное распределение потребления и производства представляет энергетический кризис — как одна из причин.

Вторая причина кризиса – рост спроса. Спрос на энергоресурсы вырос во всем мире. В 1970 году общее потребление в мире составляло 204 квадриллиона БТЕ, которое удвоилось в 2000 году до 402 квадриллионов БТЕ и в настоящее время составляет около 550 БТЕ выше. Прогнозируется, что к 2030 году спрос на энергию будет увеличен на 50 процентов  (1 БТЕ/ч= 0,2931 Вт).

Поскольку мировая экономика, в основном, зависит от ископаемого топлива, спрос на нефть и газ чрезвычайно возрастает.

Возьмем пример Китая, который за последнее десятилетие более чем удвоил потребление нефти до 5,55 млн баррелей в день. Прогнозируется, что потребности Китая в нефти могут почти удвоиться до 11 миллионов баррелей в день в 2020 году. То же самое относится и к Индии, крупнейшей растущей экономике в Южной Азии. Страны Центральной Азии и Южной Америки также увеличили свое потребление из-за быстрой индустриализации.

Третья причина — ужесточение предложения. Поставки нефти и газа в основном зависят от мощности по откачке из запасов. Хотя организация нефтедобывающих стран (ОПЕК) увеличила предложение во время пика кризиса в 2008 году, но этого было недостаточно для удовлетворения спроса на рынке. Еще одним фактором, определяющим поставки нефти, является волатильный ценовой механизм. Поскольку спекуляции вызывают рост цен, нефтедобывающие страны получают более высокую прибыль. Эта тенденция привела к появлению новой политической концепции – ресурсного национализма. Международные компании столкнулись с более жесткими условиями и оказались отрезанными от наиболее перспективных нефтяных бассейнов земного шара.

И, наконец, четвертая причина — политическая неопределенность нефтедобывающих стран. На энергетический кризис также влияет политическая ситуация в ресурсных странах. К сожалению, политическая обстановка во всех нефтедобывающих регионах нестабильна. Это было болезненно воспринято западным миром, когда арабские лидеры наложили нефтяное эмбарго на США в ответ на поддержку Вашингтоном Израиля в ближневосточной войне 1973 года. Даже сегодня условия в этом регионе не стабильны.

                                                                               Саид АЛИ.
НИАТ «Ховар»

                                                                                                                                                                  ФОТО: Reuters

Октябрь 7, 2021 13:19

Другие новости этой рубрики

Представитель Таджикистана принял участие в заседании Административного совета Евразийской патентной организации
Экономическое взаимодействие Таджикистана и Татарстана нуждается в расширении связей бизнес-кругов
Таджикистан и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций подписали соглашение на сумму 270 млн долларов
Министр энергетики и водных ресурсов Таджикистана провел встречу с делегацией Ирана
Подведены итоги III Международного конкурса «Открывая мир интеллектуальной собственности»
Таджикистан создаёт прочную основу для возобновляемой электроэнергии
Встреча Кохира Расулзода с Генеральным директором Кувейтского фонда развития арабской экономики Валидом аль-Бахаром
Национальный патентно-информационный центр и Бизнес-инкубатор Таджикистана планирует совместно сотрудничать
Кувейтский фонд развития арабской экономики вносит свой вклад в реализацию проекта строительства ГЭС «Рогун»
Совет Группы Всемирного банка принял соответствующее решение о финансировании строительства ГЭС «Рогун» в размере 350 миллионов долларов США
Председательство в Совете руководителей палат государств-членов Содружества Независимых Государств возложено на Торгово-промышленную палату Таджикистана
Азиатский банк развития участвует в реализации приоритетных проектов транспортной отрасли Таджикистана