Саёра Сафари, российская киноактриса: «Президент Таджикистана совершает умные исторические поступки»
ДУШАНБЕ, 09.06.2022 /НИАТ «Ховар»/. В эти дни, когда в Таджикистане проходит Международная конференция высокого уровня по водной тематике, в Душанбе находится российская кинозвезда таджикского происхождения Саёра Сафари, которая вчера побывала у нас в гостях и ответила на несколько наших вопросов. И, разумеется, перво-наперво мы хотели узнать, что она думает по поводу этой конференции…
— Я горда и счастлива, что нахожусь в Таджикистане именно в эти дни. Знаете, почему? Я играла в фильме «В ожидании моря», действие которого происходит на фоне высохшего Аральского моря и затрагивает влияние экологической катастрофы на судьбу людей в этом регионе.
— Этот фильм, по-моему, начал снимать в свое время покойный Бахтиёр Худойназаров в соавторстве с Россией, Украиной, Казахстаном, Германией, Францией и Бельгией…
— Да, точнее сказать, последняя часть задуманной Худойназаровым трилогии, которая началась с его фильма 1999 года «Лунный папа», помните? А вторая часть трилогии, трагикомедия под названием «Живая рыба» по сценарию Олега Антонова, проектировалась с 2000 года, но так и не была завершена в результате финансового кризиса 2008 года и смерти продюсера Карла Баумгартнера в 2014 году и Худойназарова в 2015 году.
— Понятно.
— Моя мама родом из Казахстана, она смешанная таджичка, но родилась там, недалеко от той зоны экологического бедствия, жила, можно сказать, в ритме Арала. По ее рассказам, когда морю хорошо, то и людям было хорошо. А теперь того, прежнего Аральского моря уже нет, и выглядит оно как пустыня и называется Аралкумом.
— Сейчас Глава нашего государства является и Президентом Международного фонда спасения Арала.
— Да, мне уже сказали. Это прекрасно. Хочется надеяться, что море будет восстановлено. Мне гордо от того, что именно наш Президент уважаемый Эмомали Рахмон стал мировым лидером в решении водных вопросов и его инициативы в этом направлении поддерживаются самой ООН и ценятся мировым сообществом. И в столице нашей страны проходят такие крупные международные форумы и сюда приезжают сотни зарубежных гостей, несмотря на то, что пандемия еще не закончилась. Верят в эпидемиологическую безопасность Таджикистана.
— 18 апреля 2021 года Вы оставили на своей странице в Facebook такую запись: «В моем любимом Душанбе Президент объявил победу над коронавирусом! Да, да мы такие!». И Ваша фотография, смотрите на свой мобильный телефон, поднимая два пальца вверх. Стоите в каком-то помещении, похожем на больницу… Где Вас догнала эта радостная весть?
— Да, в больнице в Москве. Я лежала там с коронавирусом. Мне было плохо, но меня вылечили. Я благодарна врачам и медсестрам.
— Да, все врачи, которым в те трудные дни приходилось работать без выходных, спасая пациентов, вызывают особую благодарность. Я тоже переболел.
— Поводов, чтобы гордиться нашей страной, можно привести очень и очень много. Лично я горжусь каждым событием в истории развития нашей страны, так как являюсь ровесницей независимого Таджикистана. Я родилась в 1991 году 21 марта – в день Навруза, который также благодаря стараниям нашего Президента уважаемого Эмомали Рахмона стал международным праздником.
Горжусь страной, где я родилась, знаю историю нашего народа и чту память тех, кто прославил наш Таджикистан.
— Откуда у Вас тяга к истории?
— От отца. Не зря говорят, что всё мы наследуем от своих родителей. Мой отец Саид Сангин (Сафаров Саид Сангович. – Прим. ред.) — писатель и поэт, по специальности историк и филолог, работает в государственном литературном журнале «Памир» заместителем главного редактора.
— Саид Сангин?
— Да.
— Ого, он переводит на русский наших классиков, перевел Рудаки, Хайяма, Хафиза, Саъди… Это очень ценно для нашей литературы. И сам пишет прекрасные стихи. Я помню даже эти его строки:
До середины мая в Душанбе правят тюльпаны,
Потом начинается эра величественных роз…
А в парках и в садах магнолии зовут на балы,
И взоры ведут за собою в миры цветочных грёз…
— А ведь так и есть, правильно? ( улыбается). Улицы и парки Душанбе сейчас утопают в море цветов. А вечером город вообще бесподобен! Я отправляю видео моим знакомым в Москву, они спрашивают: «Саёрка, ты в Нью-Йорке?». Я отвечаю: «Нет, в Париже!». Они удивляются еще больше: «В Париже?!». «Да, — говорю, — в нашем маленьком Париже. Это Душанбе – город моего детства».
В нашей стране живут умные и трудолюбивые, гостеприимные и отзывчивые люди, переживающие за общественные дела, как за собственные.
— Согласен с Вами. Об этом говорят и многочисленные туристы из других стран, которые приезжают к нам, чтобы погрузиться в неповторимую таджикскую культуру, полюбоваться историко-культурными достопримечательностями, чудесной природой и горными пейзажами.
— Знаете, что я думаю. В истории есть много великих людей, правителей-реформаторов, полководцев, ученых, жизнью и деятельностью которых мы восхищаемся. Они смогли выбираться из очень сложных ситуаций. Многим из них в этом помогло их смелость, храбрость, несгибаемость и решительность, умение трезво мыслить, здраво рассуждать и выбирать правильный план действия… Вот наших президентов – Эмомали Рахмона и Владимира Путина, которые, кстати, ровесники, я бы отнесла к этой категории выдающихся личностей…
Президент Таджикистана совершает умные исторические поступки. Каждый раз, когда приезжаю сюда навестить своих родных, я заново поражаюсь красотой города Душанбе. Каждый раз как в первый раз. Столько преобразований! Да не только в столице, по всей стране. Строят новые красивые здания, современные дороги, туннели, школы, парки, дворцы культуры, спортивные площадки. Стремительно меняется не только облик городов и сел, но и сами люди, как в целом и наш мир. Они изучают языки, осваивают новые технологии, приобретают нужные знания, читают. Правительство делает все, чтобы сохранить и развивать таджикский язык, таджикскую культуру, возродить национальную самобытность. Все это не может не радовать…
(Более полную версию беседы мы выложим позже).