Эксперт НИАТ «Ховар»: Таджикистан — светское государство, но искажать традиции ношения национальной одежды нельзя
ДУШАНБЕ, 26.11.2023 /НИАТ «Ховар»/. Впервые серьёзное внимание на тенденцию преклонения перед чуждой культурой, тягу женщин и девушек страны к ней, пропаганду чуждой одежды в 2015 году обратил Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон, назвав это тревожным процессом. «Чувство преклонения перед чужим и подражательство относительно одежды, поведения, общения среди женщин и девушек может оказать негативное влияние на прочность основ национальной культуры», — отметил тогда Глава государства. Прошли годы, однако проблема остаётся нерешённой. Почему? На этот вопрос попыталась ответить член Союза художников Таджикистана, член Союза международной Конфедерации кинематографистов Таджикистана, СНГ и стран Балтии Манзура Ульджабаева.
По мнению художницы, согласно научным этнографическим источникам, таджикский народ с древних времен имел красивые женские одеяния, наши женщины и девушки никогда не носили черную одежду. Даже траурная одежда нашего народа не черного цвета. Однако некоторые таджикские девушки и женщины одеваются в черное, не знают, даже не хотят знать историю и суть подобного одеяния.
«Если часть женщин и девушек из-за моды подражают подобному стилю одеяния, они просто насмотрелись фильмов, но некоторые распространяют подобную одежду с целью пропаганды навязывающихся идей. Таджикистан — страна, где проживает население, исповедующее ислам, то есть у нас мусульманская идентичность, однако относительно одежды хочу сказать, что арабская культура совсем не характерна для таджикских женщин. Считаю, что общество, особенно женщины, подверглось хорошо продуманному ходу по популяризации иной культуры из-за необразованности, незнания своих корней, истинной истории таджиков. По историческим данным, до вторжения арабов, до ислама таджики были огнепоклонниками. Горы нас скрывали от многих факторов. Я очень негативно отношусь к повальному преклонению к сатрам, ношению не нашей национальной одежды. Эта проблема должна продолжать решаться на государственном идеологическом уровне. Безусловно, одними запретами проблему не решить. Зерна довольно давно попали в благодатную землю сознания общества, созданный необразованностью вакуум заполнился», — отметила собеседница.
Как пояснила Манзура Ульджабаева, наша страна — светское государство, но это не означает, что можно искажать традиции ношения традиционно национальной одежды, красота которой заключается в простоте удобного кроя, вышивке. Также и ткань играет до сих пор значимую роль в создании современной таджикской одежды.
«Нынешнее поколение мужчин считает себя центром Вселенной, требуя от жен полного послушания. Тут при всех достигнутых успехах в нашем государстве имеется пробел. Потому что многие женщины все также остаются непросвещёнными, они не развиваются и не пытаются стать частью светского общества. Хочется задать этим женщинам вопрос, почему женщины арабского мира или женщины Индии никоим образом не утратили своих ценностей, а наши охотно перенимают, не понимая, что обратная дорога к тому, что они имеют сейчас, может быть весьма болезненной. Примером служат женщины Ирана, Афганистана и других стран, которые пытаются сломать имеющиеся у них стереотипы и догмы. В нашем случае мода может не простить ошибок. Сегодня когда мы видим маленьких девочек, лет 6-7 в сатрах становится понятно, что их матери однозначно учат их не тому, чему все-таки должны. То есть с детства закладывается неправильное мышление. А где же наши ценности, наша, культура?», — высказала своё мнение художница.
По словам собеседницы, одежда – это часть материальной и духовной культуры народа, которая, прежде всего, зависит от господствующей в обществе идеологии, а также от конкретных событий в политической, культурной и этнической истории. В народной одежде, за которой закрепилось понятие «традиционная», проявляется мировосприятие народа, господствуют передаваемые из поколения в поколение традиции, изменения которых порой незаметны для жизни одного поколения. «Как показали наши исследования, даже на протяжении одного поколения в традиционном костюме меняются пропорции, используемые материалы, некоторые декоративные элементы, при этом неизменными остаются основные формы. Хочется, чтобы наши таджикские женщины не только смогли сохранить все это, но и передать будущим поколениям, а, возможно, и привить другим народам. Красота национальной одежды настолько велика, что даже в сегодняшнем запутанном мире она должна найти себе место», — сказала в заключение Манзура Ульджабаева.
Елена БАТЕНКОВА
НИАТ «Ховар»
ФОТО из открытых источников