На что тратят деньги мобильные операторы?
ДУШАНБЕ, 20.02.2024 /НИАТ «Ховар»/. В январе многие СМИ поделились информацией о доходах таджикских операторов связи, которые в 2023 году заработали на 7,8 % больше, чем годом ранее. Это правда, но давайте разберёмся, откуда взялись цифры. А ещё интереснее выяснить, что телеком-компании делают со своими миллиардами.
Общие миллиарды
Что в годовом отчёте отрасли связи внимательный читатель мог заметить сразу: 3,8 млрд – это доход не какой-либо одной, а всех компаний Таджикистана, имеющих лицензии на оказание услуг в сфере электросвязи. А их в стране 78. Конечно, просто разделить суммарный доход на число компаний будет неверно, ведь наряду с крупными операторами есть совсем небольшие. Но смысл понятен – даже ведущие игроки рынка не имеют столько, сколько вся отрасль.
Что ещё может ускользнуть от недостаточно осведомлённого читателя: доход компании – это не та сумма, которую можно положить в сейф и больше не трогать. Это деньги, которые нужны для дальнейшего развития. И если их не тратить, операторы просто не смогут работать и обеспечивать своих абонентов связью. Давайте разберём этот вопрос на конкретном примере компании «МегаФон Таджикистан».
Чтобы сеть работала
Итак, оператор получил за год некий доход. На что затем направляются эти средства? Прежде всего, нужно выполнить свой долг перед государством, заплатить налоги. У компании «МегаФон Таджикистан» налоговые отчисления составили 37 % от всех денежных поступлений в 2023 году.
Далее: нужно обслуживать сеть, чтобы она сохраняла работоспособность, и у абонентов всегда была надёжная связь. Обслуживание существующей инфраструктуры – порядка 9 % затрат компании, в 2023 году на это было потрачено более 155,6 млн сомони. Порядка 24-х млн сомони составили затраты на электроэнергию, а в 2024 году с учётом выросших тарифов эта сумма увеличится ещё на 16 %.
Ещё 19 % направляется на техническое развитие – установку новых базовых станций, прокладку оптоволоконных линий связи, модернизацию оборудования. Без этого никак нельзя: требования абонентов к качеству услуг растут, нужно увеличивать пропускную способность сети и скорость мобильного Интернета. Кроме того, запускать оборудование в отдалённых населённых пунктах, чтобы современные цифровые услуги становились доступными всем жителям страны.
20 % денежных поступлений направляется на закупку интернет-трафика у партнёров и взаимные расчёты с другими операторами, так называемый интерконнект.
Разумеется, компания должна платить зарплату сотрудникам – это 6 % от ежегодных денежных поступлений.
Сколько в остатке?
Лишь 9 % средств от всех поступлений компания может, говоря простым языком, «оставить себе». Да и то не целиком. Специалисты по финансам называют эту графу «прочие затраты», она включает… правильно, опять-таки затраты. Они уже не относятся к налогам, строительству и обслуживанию сети, расчётам с другими операторами или зарплатам сотрудников, но также необходимы компании и стране. Эти деньги идут не в «карман» оператора, а на развитие совместных проектов в сфере образования, спорта, культуры.
Подводим итог: если телеком-компания заработала, условно говоря, 100 сомони, 37 она отдаёт в виде налогов, 28 – на инфраструктуру, 20 – коллегам по рынку, 6 – сотрудникам. А ей самой остаётся не более 9 сомони. Так что если слышите где-либо о фантастических доходах операторов связи – вычитайте в уме как минимум девяносто процентов!
ФОТО: «МегаФон Таджикистан»