«Маснави» — одна из наиболее читаемых и почитаемых книг во всем мире
ДУШАНБЕ, 07.06.2024 /НИАТ «Ховар»/. Недельная программа под названием «815 лет с Мавлоно», посвященная жизни и творчеству знаменитого поэта и ученого Мавлоно Джалолиддина Балхи, проходит с 5 по 8 июня в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
Программа организована по инициативе Республики Таджикистан.
Эта программа обещает всесторонне изучить влияние Мавлоно Джалолиддина Балхи на мировую культуру. Предоставляется ценная возможность ученым, художникам и широкой публике собраться вместе и оценить его глубокий вклад в литературу. Корреспондент НИАТ «Ховар» собрала некоторые интересные факты о жизни этого великого таджикского поэта-суфия.
Мухаммад Джалолиддин Балхи, известный как Мавлоно, — выдающийся таджикский поэт-суфий. Его называли Мавлоно Джалолиддин Мухаммади Балхи по названию города Балха, откуда он родом.
Мухаммад Джалолиддин Балхи создал великолепные произведения на таджикском языке
Родился он 30 сентября 1207 года в городке Вахш (современный Таджикистан), на северных территориях Балха, бывшего в то время крупным регионом провинции Хорасан, в семье популярного в народе придворного учёного богослова-юриста и проповедника-суфия — Мухаммада бен Хусейна аль-Хатиби аль-Балхи, известного как Бахоуддин Валад (1148-1231), вынужденного бежать под угрозой монгольского нападения из родного города и после долгих скитаний обосновавшегося в Малой Азии (Рум) при дворе турок-сельджуков в городе Конья (нынешняя Турция).
Джалолиддин Балхи прекрасно знал арабский и греческий языки, получил хорошее образование, не только богословско-юридическое, но также и в области точных наук, знал «Коран» и его толкования.
В ХIII веке в городе Конья Султан Валад основал суфийский орден Мевлеви, в обрядах которого используются произведения Джалолиддина Балхи. Он духовный предок дервишей этого самого влиятельного в Османской Турции и существующего и в наше время тариката.
Еще в детские годы он был вынужден покинуть родину — Балх — главный город Хорасана. Отец его — Мухаммад Бахоуддин Валад был суфием и ученым-богословом. Поэтому и получил он приглашение от шаха Хорезма Мухаммада служить во дворце. Но Валад был тверд в своих убеждениях, имел глубокие познания и был очень справедливым. Под разными предлогами он отклонил просьбу шаха и остался преподавать в школе ребятишкам, продолжать научную и творческую деятельность. На этой почве у них и произошли разногласия с шахом Хорезма. С целью совершить хадж он с семьей покинул Балх.
Во время поездки в Мекку в Нишапуре он удостоился беседы с шейхом Фаридиддином Мухаммадом Аттором. Любознательный шейх привязался к Джалолиддину Балхи и посвятил ему свою книгу «Асрорнаме», которую Джалолиддин всегда носил с собой. В том, что Балхи достиг таких высот в поэзии, философии и богословии, заслуга просветителей того времени — шейха Шамси Табризи и Фаридиддина Аттора. У Шамси Табризи он обучался философии, в частности, познакомился с суфизмом.
В 1228 году Валад получил приглашение занять место преподавателя в медресе в Конье и переехал туда, но вскоре, в 1231 году, умер, его место в медресе занял Джалолиддин. Через год Джалолиддин, оставаясь преподавателем медресе, становится учеником единомышленника Валада — шейха Бархунаддина Мухаккика. Духовное воспитание продлилось почти десять лет, но жизнь Джалолиддина оно не изменило: он остаётся всеми уважаемым преподавателем в медресе и проповедником в мечети, живёт со своей семьёй в довольстве и благополучии.
Вступление на суфийский путь
Вступление Джалолиддина на суфийский путь связано с именем бродячего суфийского проповедника Шамсиддина Табризи (Шамси Табризи). Проповеди этого дервиша и личное общение с ним, а потом его таинственное исчезновение перевернули душу Джалолиддина, пережив радость встречи, всеобъемлющую любовь к другу и трагедию потери, он стал тем гениальным поэтом, которого знает мир.
Но Джалолиддин уже не мог жить и творить без кумира, напоминающего ему своими душевными качествами исчезнувшего в 1247 году Шамсиддина. Таким кумиром стал для него молодой ювелир Салохиддин Заркуб, а когда тот в 1258 году умер, его место занял Хусамаддин Хасан.
Именно Хусамаддину мир обязан тем, что большинство поэтических произведений Джалолиддина были записаны и сохранены для человечества, так как поэт обычно их только декламировал или напевал. По его же предложению и при его помощи было создано главное произведение Джалолиддина Балхи — шеститомная поэма «Маснавии маънави» («Поэма о скрытом смысле»). Поэма является своего рода энциклопедией суфизма, но эту её сторону могут оценить лишь те, кто вступил на суфийский путь и сумеет разглядеть в ней развитие идей Газали, Санайи, Аттара и других суфийских авторитетов того времени.
Конечная цель одна — предстать перед Богом
Величие Балхи в том, что он смог подняться до величайшего поэта и просветителя в мире. Он проповедовал единую идею, которая воспевает любовь к Творцу, веру в его всесилие, чистоту в помыслах и делах. Он писал: «Пути могут быть разными, но конечная цель одна — предстать перед Богом». Он до конца жизни пропагандировал, что Бог един и перед Богом все равны.
Произведение Джалолиддина Балхи «Суть познания» считается книгой, которая не имеет себе равных, написана в своеобразном стиле. Ее он написал не в стиле рубаи, а в прозе. В книге слова свободно вырываются, как из уст соловья. В ней все свободно: и душа, и мысли, и фразы, и состояние. После Балхи через восемь веков поэты ХХ века стали применять в литературе метод, который назвали белым стихом. А его еще в XIII веке открыл и использовал в своем творчестве Джалолиддин Балхи.
Любимое произведение, написанное за 15 лет
Свое любимое произведение он писал 15 лет. В нем 25 618 стихов. Книгу можно считать шедевром мировой литературы. Часто ее также называют «Каноном суфизма».
В то время было великим подвигом высказывать мнение о едином происхождении всех людей на земле. Джалолиддин подписывал свои произведения разными псевдонимами: «Балхи» — по месту своего рождения, «Шамси Табризи» — именем друга и духовного учителя. Джалолиддин Балхи умер в Конье 17 декабря 1273 года и покоится в мавзолее рядом с отцом. Их могила является объектом паломничества, почитания по сей день.
Литературная деятельность Балхи не многообразна, но очень значительна.
Джалолиддин был, прежде всего, поэтом. Его лирический «Диван», ещё детально не исследованный, содержит касыды, газели и четверостишия — рубаи. Поэт проводит в них идею ценности человека, независимо от его земного величия; он протестует против мертвящего формализма религиозной обрядности и схоластики.
Эти идеи выражены пламенным языком в своеобразных формах. Ряд лирических стихотворений говорит о практических удобствах суфизма, житейского и философского аскетизма.
Такое сочетание идеализма и практицизма характеризует и грандиозную эпико-дидактическую поэму (около 50 000 стихов) Джалолиддина Балхи — «Маснави». Здесь в эпической форме поучительных рассказов, сопровождаемых нравоучениями или прерываемых лирическими отступлениями, проводятся те же идеи, но в более популярной форме. В целом эти рассказы составляют как бы энциклопедию суфизма.
Единства сюжета в «Маснави» нет; всё произведение, однако, проникнуто единым настроением; форма его — рифмующиеся двустишия, выдержанные в одинаковом ритме. В эпических частях Джалолиддин Балхи выступает как художник-реалист, иногда как натуралист (его натурализм способен шокировать европейского читателя, но для Востока он обычен).
«Маснави» Джалолиддин частично продиктовал любимому ученику и преемнику (в качестве главы суфиев) Хасану Хусамаддину, который, вероятно, и побудил своего учителя к творчеству (вернее, к фиксированию устного произведения).
Джалолиддин Балхи описан как «самый популярный поэт» и «самый продаваемый поэт»
«Маснави» — одна из наиболее читаемых и почитаемых книг не только среди мусульман, но и во всем мире. Влияние Балхи выходит за пределы национальных границ и этнических различий: иранцы, таджики, турки, греки, пуштуны, другие мусульмане Центральной и Южной Азии высоко оценили его духовное наследие за последние семь веков. Его стихи переведены на многие языки мира и перенесены в различные форматы. Джалолиддин Балхи был описан как «самый популярный поэт» и «самый продаваемый поэт» в США.
В мировой литературе Джалолиддин может быть назван величайшим поэтом-пантеистом. Известны рукописи его пантеистического трактата «Фихимафихи» («В нём то, что в нём»), написанного в прозе.
Так как орден Мавлави был самым влиятельным среди аристократов Османской Турции, то с осторожностью можно допустить, что в противоположность другому великому поэту XIII века Саади — идеологу городского торгового класса — Джалолиддин был ближе к феодальной аристократии, чем к землевладельческому классу.
Жизнь Джалолиддина Балхи составляет один из переплетающихся сюжетов в романах Орхана Памука «Черная книга» (1990) и Элифа Шафака «Любовь».
Джалолиддин Балхи — один из столпов суфизма
Джалолиддин Балхи является одним из столпов суфизма. Многие люди приходили к нему за советом и мудрым словом.
Один из признаков настоящего Мастера таков: он никогда не станет учить тому, чего не прошел сам.
Мастер честен, в первую очередь, с собой. Его слова слиты с реализацией. Слова Мастера проистекают из его личного опыта, его мудрость живёт в нём самом, не в писаниях. Здесь трудно не вспомнить чаньское изречение: «Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным».
Лайло ТОИРИ
НИАТ «Ховар»
ФОТО из открытых источников