ЖЖВ: Пройдите тест на ВИЧ до свадьбы

Январь 19, 2015 14:34

Душанбе, 19.01.2015(НИАТ «Ховар», Мархабои Азамат) – В последние годы на страницах периодической печати, на радио и телевидении,  мы  немало говорим  ВИЧ-СПИДе и о людях, которые,  тем или иным  путём,  заразились этой болезнью.    Но так уж  устроен, человек, что  пока проблема не коснётся  его близкого  или знакомого, пока своими глазами не увидит его страдания,  человек может,  хоть каждый день,  видеть и слушать о ВИЧ, но не слышать…
Я не исключение, так как никогда прежде,  не видела близко человека, живущего с ВИЧ, тем более молодую женщину.
 
Женщина, живущая с ВИЧ (ЖЖВ): От этой болезни никто не застрахован
 
С  Тахминой Х.  я познакомилась несколько месяцев назад на одной из встреч руководителей женских  общественных организаций страны, где обсуждались самые разные проблемы женщин.  Хрупкая  молодая женщина поделилась тогда горькой  историей своей жизни,  и  слёзы градом катились из её глаз, комок в горле всё время мешал ей говорить.
 « Я жила в сельской местности в обычной семье. После окончания средней школы, мечтала о продолжении учёбы в вузе, но у родителей были иные планы относительно меня. Вскоре,  они выдали меня замуж за одного из родственников моих родителей. Прожив со мной в любви и согласии какое-то время, мой муж – стройный, высокий,   атлетического сложения парень, выехал на заработки в Россию», — рассказала  женщина.
Далее, из её рассказа мы узнали, что муж приезжал, затем вновь уехал в Россию, стал реже звонить и долго не возвращался. Рожала она свою девочку-первенца  уже в его отсутствие. «Девочка родилась слабенькой,  приходилось всё время ходить по врачам, но никто не мог  поставить точного диагноза. Когда муж,  в очередной раз,  позвонил мне, я  попросила его приехать, сказав, что девочка больна, но он  сослался на отсутствие возможности приехать,   и на своё плохое самочувствие, но не сказал, чем он болен», — рассказала женщина.
Тахмине и её родственникам пришлось самим  обивать пороги больниц и решать финансовые проблемы, связанные с болезнью дочери. Всё это время , она кормила девочку  грудным молоком.  «По рекомендации врачей, я согласилась, на  переливание крови  своему ребёнку  и  её состояние резко ухудшилось. Только после этого,  врачи установили, что ребёнок заражён ВИЧ.  После тестирования крови у меня тоже обнаружили ВИЧ.  Я была в полном отчаянии и шоке,  и позвонила мужу в Россию.  Без упрёков и истерики, ревности, конечно же, не обошлось.  Только тогда, мой  муж признался в измене и в том, что тяжело болен СПИДом», — со слезами  рассказывала  Тахмина.
Как поведала молодая женщина, следующие 2 месяца были для неё  страшным испытанием на прочность: она потеряла дочь, затем приехал умирать на Родину и   её муж.
Перед смертью, молодой человек признался также в том, что  в России от своей гражданской жены-узбечки,  имеет  ребёнка, от которого та отказывается, и хочет  сдать её в детский дом. Муж попросил Тахмину, найти  женщину и забрать  у неё ребёнка.
Несмотря на своё горе и обиду,  Тахмина,  с помощью родственников,  разыскала женщину  и выполнила последнюю просьбу мужа. На этом её проблемы не закончились, а только начались, так как  после этого,  в её семье  стали постоянными  ссоры между родителями, которые упрекали друг друга, в  несчастьях своей дочери,  случившихся  по вине их родственника.
Тахмина,  не имея ни образования, ни работы, ни своего жилья, полностью  зависела от своих родителей, а отец, к тому же,  был категорически против усыновлённого ею,  ребёнка мужа. Кроме этого,   слухи о страшной болезни Тахмины поползли по кишлаку,  и она,  будучи  не в силах терпеть  «косых взглядов» своих односельчан, переехала в Душанбе. Здесь её спасением стало обращение в Республиканский  Центр по профилактике и борьбе со СПИД, где она   стала получать   Антиретровирусную терапию (АРТ).
 
 Жёны таджикских мигрантов, получивших «подарок» от  своих мужей
 
Как поделилась  Тахмина Х., со временем, она зарегистрировала Общественную организацию «Таджикистанская  Сеть женщин, живущих с ВИЧ» и  прошла обучение на различных семинарах  и тренингах по ВИЧ – СПИДу.
Теперь Тахмина Х.  знает о  ВИЧ   всё,  или почти всё,  и использует эти знания, чтобы  помочь выжить  женщинам с ВИЧ  и их детям,  в борьбе  со страшным диагнозом, поделиться   с ними  своим опытом.
Она, уверена, что молодые люди должны с ответственностью подходить к выбору своего будущего спутника жизни.  « Было бы лучше, если перед созданием новой семьи,   родители жениха и невесты потребуют  у молодых прохождения медицинского осмотра, в частности,  тестирования на ВИЧ, так как большинство наших мужчин работают в России,  и  среди них  оказывается немало  инфицированных ВИЧ. По возвращении на Родину они заражают и своих жён», — говорит она.
На днях,  я посетила  офис организации Тахмины Х., и познакомилась там, с  несколькими  женщинами, внешне ничем не отличающимися от  сотен других таджичек. Узнав об их историях,  я поняла, что существующие в нашем народе стереотипы, о том,  что ВИЧ — СПИД – это болезнь людей, ведущих аморальный образ жизни,  не соответствует действительности.
 Женщины, присутствовавшие, в тот день,   в офисе  Общественной организации, были из Душанбе и близлежащих районов.  Все они на данный момент  являются  вдовами, так как их мужья,  вернувшись  на Родину, уже тяжелобольными,  со СПИД (синдромом приобретённого иммунодефицита) — последней стадией  заражения ВИЧ-инфекцией,  умерли,   оставив  заразившихся от них,  жён  и детей,   на произвол судьбы, с кучей нерешённых бытовых и жилищных проблем.
В Альтернативном  Докладе  по реализации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) разработанном в 2013 году общественными организациями «Центр по психическому здоровью и ВИЧ/СПИДу», «Таджикистанская Сеть женщин, живущих с ВИЧ» и «Гули Сурх»,  при активном участии представителей сообщества женщин, живущих с ВИЧ,  отмечено: «Гендерная динамика распространения ВИЧ в Таджикистане сложна и неоднозначна. Риску инфицирования подвергаются не только женщины. Более 1 млн. экономически активного населения страны находится  на заработках в России или Казахстане, покидая надолго семью и близких. Находясь вдали от дома, многие из них,  практикуют рискованное поведение.  Стоит отметить, что возвращаясь домой, ВИЧ-инфицированные мигранты,  могут инфицировать своих жен, а также секс-работниц, с которыми имеют отношения  в стране нахождения,  в процессе трудовой миграции».  Далее эксперты констатировали : «Все женщины-участницы  опроса ответили, что при обнаружении своего статуса, они испытали шок, боль, стыд, депрессию. Например, более 72% ЖЖВ думали о совершении суицида и 24% предпринимали такую  попытку».
ВИЧ: Пути передачи и сухая статистика
 
Как утверждают специалисты, ВИЧ – инфекция –это хронический, инфекционный, медленно прогрессирующий процесс, возбудителем которой является  ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Заболевание встречается только у людей и передаётся от человека к человеку.
ВИЧ может находиться  в крови, моче, слезах, материнском молоке, слюне, поте, выделениях из носа, сперме и влагалищных отделяемых больного, заражённого человека, но, однако только в крови, сперме, влагалищном отделяемом и материнском молоке концентрация ВИЧ является большой,  и соответственно , достаточной, чтобы при попадании одной из них в организм здорового человека, могло произойти инфицирование или заражение последнего.
Передача ВИЧ может произойти через кровь , если перелить человеку не проверенную на ВИЧ донорскую кровь и её препараты( продукты крови), при пересадке донорских органов от доноров, не обследованных на наличие ВИЧ, при использовании нестерильных медицинских инструментов( особенно хирургических, стоматологических, гинекологических), при любых инъекциях с использованием  «грязных» шприцов.  Опасность также представляют нестерильные инструменты и  оборудование  при пирсинге и татуаже, иглоукалывании, проколке мочки уха, а также использование  чужих лезвий и бритв для бритья.
По данным ГУ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом»  на 1.10.2014 года инъекционный путь заражения в нашей стране стоит на первом месте и составляет  49,0 % случаев (среди всех случаев ВИЧ-инфекции, зарегистрированных в стране с 1991 года)
Другой,  наиболее распространённый путь передачи ВИЧ,  – это незащищённый секс, который  является в нашей стране  вторым по частоте и составляет   42,3% (среди всех случаев ВИЧ-инфекции, зарегистрированных с 1991 года).
К сожалению, в последнее время, всё больше становится случаев вертикальной передачи  ВИЧ – инфекции, то есть от матери к ребёнку, которое происходит во время беременности или родов, а также при грудном вскармливании ( поэтому категорически запрещено вскармливание  родившегося ребёнка грудным  молоком инфицированной  матери ). Он на 1.10.2014 года составил -3%. Не установленным путём заразились — 5,  7 % ( от общего числа инфицированных с 1991 года).
Единственным способом определить наличие ВИЧ – инфекции у человека (или соответственно исключить её) является тестирование на ВИЧ .
Как рассказала нам заведующая отделением ГУ «Республиканский центр по профилактике и борьбе со  СПИДом» Зухра Нурляминова:  «Опасность ВИЧ заключается в том, что этот вирус не сразу себя проявляет в организме человека, а постепенно его разрушает,  а  внешние  признаки могут появиться только тогда, когда болезнь уже доходит до стадии — СПИДа, когда уже никакое лечение не сможет помочь. Чем раньше человек, после рискованного поведения,  проведёт тест-анализ и выявит у себя наличие ВИЧ, тем больше у него шансов поддержать свой организм АРТ. К сожалению, пока человечество не придумало лекарства, которое излечит его от  СПИДа».
Спикер нижней палаты парламента Таджикистана Шукурджон Зухуров, в ходе очередной сессии парламента, состоявшейся  3 декабря 2014 года, сообщил, что по  состоянию на начало октября 2014 года,  количество ВИЧ-инфицированных в РТ превышает 6,3 тыс. человек. Более 1,8 тыс. из них — женщины, а количество зараженных детей составляет 501 человек.
По его словам, начиная  с 1991 года до октября 2014 года,  в стране было зарегистрировано 448 беременных женщин, у которых была обнаружена ВИЧ-инфекция. За это период были рождены 188 ВИЧ-инфицированных детей, 57 из которых уже скончались. Только с начала этого года в нашей республике было зарегистрировано 318 новых случаев заражения ВИЧ.
Наибольшее количество инфицированных, приходится на мужчин и женщин в возрасте от 20 до 50 лет, что составляет более 83% от общего числа заразившихся. Это очень печальная статистика, если вспомнить, что первый случай заражения ВИЧ-инфекцией в Таджикистане был зарегистрирован всего, лишь в 1991 году.
 
Без жилья, без денег, без будущего
 
Одна из тех женщин, с которыми мне довелось побеседовать в офисе « Таджикистанской Сети женщин, живущих с ВИЧ», 37-летняя Хайриниссо, вспоминала, как вышла замуж  за родственника отца — симпатичного соседа, вернувшегося  за 3 месяца до свадьбы из России, где сначала работал, а потом  и  отбывал срок в местах лишения свободы. Позже, когда она  была уже на 7 месяце беременности, случайно узнала, что муж болен СПИДом. На её расспросы, муж ответил, что не верил в поставленный,  в тюрьме,  перед освобождением, диагноз, поэтому и не сказал ей  об этом.
«Когда я рожала сына, муж после теста на ВИЧ, уже точно знал о своём диагнозе. Он настоял на том, чтобы мы тоже проверились . Я и сын тоже оказались заражёнными.  Муж сильно раскаивался в том, что подверг нас такой опасности и решился на лечение.  Он лёг в инфекционную больницу, в специальное отделение для ВИЧ –инфицированных, но было уже поздно и вскоре он умер.  После того, как  похоронила мужа и немного пришла в себя,  я и мой сын  встали на учёт в ГУ «Республиканский центр по профилактике и борьбе с СПИД», где по настоящее время  получаем антиретровирусную терапию (АРТ), которая даёт возможность жить дальше.  Постоянные обследования,  страх за здоровье ребёнка,  не дают мне возможности полноценно работать.  Так как у мужа не было своего жилья,  а его мачеха, после смерти мужа, а потом и его отца, выставила нас из дома,  теперь я  вынуждена жить у своих родственников, которые не догадываются о  нашей болезни. Скрывать её становится всё труднее, а подросший сын уже спрашивает меня: « Почему мы должны всё время пить таблетки?». Я боюсь за своё неопределённое будущее и сына…», — с горечью делится Хайриниссо.
На вопрос, если бы она до свадьбы знала о болезни мужа,  вышла бы она за него замуж, она задумалась… Но потом сказала: « Тогда у меня не было конечно никаких знаний о ВИЧ, но сейчас я уверена, что если люди любят друг друга,  ВИЧ не может стать преградой. В наши дни, человек, получающий АРТ,  может жить качественной и долгой жизнью, а при использовании презервативов,  он может полноценно жить супружеской жизнью и даже  иметь здоровых детей. Главное знать заранее о диагнозе и предпринимать меры безопасности. Я думаю, что лучше, если  вступающие  в брак , заранее проверятся и узнают  о наличии ВИЧ и других инфекций. Зная всё  об этой болезни, можно  избежать её тяжёлых последствий», — считает она.
Ещё одна женщина, с которой удалось побеседовать, это 35 –летняя Дилрабо, которая рассказала аналогичную историю,  с той разницей, что  она тоже поздно узнала, что её муж  был наркоманом, а  впоследствии  заразился ВИЧ, а после заразил и её этой страшной болезнью.  После смерти мужа,  она  живёт у своих родителей с 2-мя ВИЧ – инфицированными детьми,  и каждый день опасается того, что  жёны её братьев, проживающих также в доме родителей,  узнают о её статусе. Она не представляет, как жить дальше. « Если бы я раньше, до свадьбы узнала, о его пристрастиях и болезнях, возможно,  я бы подумала,  прежде,  чем создала с ним семью», — говорит она.
В альтернативном  докладе  по реализации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), упомянутом выше, сказано: «Важно то, что больше половины опрошенных женщин являются домохозяйками — 43% и  со средним неоконченным образованием – 52,5%. Все они экономически зависимы от своих мужей и не имеют достаточных знаний и информации о защите своих прав. Значительную роль играет и жилищный вопрос. Респонденты из числа ЖЖВ,  отвечая на вопрос о семейном статусе, ответили: 27% являются вдовами,  по причине смерти мужей от СПИДа».
«Часто,  в период совместной жизни, женщину не прописывают  в доме супруга, а после его смерти,  её выгоняют на улицу с детьми, мотивируя это тем, что она ВИЧ−инфицированная», — отмечено в докладе.
 
 Как мы видим, отсутствие информации о состоянии здоровья будущих супругов,  чревато многими негативными последствиями.
Как говорят в народе:  « проинформирован, значит вооружён». Так не лучше ли, до вступления в брак, молодым людям пройти медосмотр, как предписывает ст.14-15 «Семейного Кодекса Республики Таджикистан», а ещё лучше пройти  добровольное тестирование на ВИЧ,  и предотвратить  подобные печальные последствия своей беспечности.
 
 
 

Январь 19, 2015 14:34

Другие новости этой рубрики

Торжественное мероприятие в честь областной газеты «Новый Хатлон» состоялось в Бохтаре
В Казахстане более 6,5 тысяч человек остаются в пунктах эвакуации из-за паводков
«МегаФон Таджикистан» поддержал международные соревнования парапланеристов в Дангаре
В Бангладеш из-за жары погибли не менее 10 человек
В Кении за месяц погибли более 160 человек из-за последствий наводнений
О ПОГОДЕ: Сегодня в Душанбе без осадков, до 23-х градусов тепла
Свыше 14 тысяч людей получили социальную поддержку от государства
Определились победители шахматного турнира в Пекине
В Индонезии вновь произошло извержение вулкана Руанг
Председатель Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Председатель города Душанбе уважаемый Рустами Эмомали встретился с Президентом Европейского банка реконструкции и развития
В США три сотрудника полиции погибли, пять пострадали во время стрельбы
В Монголии выпущено предупреждение о лесостепных пожарах