Если бы молодость знала, если бы старость могла
Душанбе, 15.01.2016 (НИАТ «Ховар»).- По информации в СМИ, официальный Душанбе принял решение о проведении очередного референдума по принятию изменений в Конституцию Таджикистана. Группа депутатов выступила с инициативой о внесении в Основной закон дополнений, приуроченных к вступлению страны в новый этап развития. Эксперты полагают, что очередные изменения могут коснуться президентских полномочий Э.Рахмона, деятельности политических партий, предоставления дополнительных полномочий премьер-министру, усилению роли правительства в системе исполнительной власти, а также права на толкование Конституции в парламенте Таджикистана. Речь также может идти о приведении Закона «О Лидере нации» в соответствие с Конституцией, так как в Основном законе указаны несколько иные функции первого лица после завершения его президентских полномочий. По мнению одного из аналитиков, власти также попытаются законодательно создать такие условия, чтобы в будущем в стране были возможности для создания политических партий религиозного (неэкстремистского!) толка.
По велению нового времени и современных реалий, после принятия Конституции РТ в 1994 году Основной закон неоднократно подвергался изменениям. Существенные поправки внесены в 84 статьи из 100. В этой связи, широкую общественность более всего волнует возрастной ценз для руководителей государства.
Казусным выглядел факт, когда в 2013 году Союз мусульман Казахстана и Мусульманский комитет по правам человека в Центральной Азии предложили официально ограничить возраст главы государства. По мнению авторов идеи, страной должен управлять человек не старше 80 лет. В соответствии с их планом, это ограничение следовало прописать в Конституции страны, указав там же, что нарушителей ждет смертная казнь. «В случае если глава государства по достижению 80-летнего возраста стремится и далее управлять страной, он должен быть казнен вне зависимости от его желания», — говорилось в пресс-релизе, распространенном указанными организациями. Но авторы данной инициативы не планировали применять её к действующему президенту Казахстана, который «стар годами, но молод умом». Правило о казнях они предлагали распространить уже на следующих руководителей республики.
Со вторым, жестоким условием указанного предложения можно поспорить, но то, что руководить государством должен умудрённый опытом лидер – не вызывает никаких сомнений. На практике это так и происходит. Выбирая между опытом, мудростью, перспективностью и молодостью, граждане, желая себе стабильности, надёжности и определённости, голосуют за возрастных, состоявшихся, получивших мировой авторитет лидеров. В настоящее время Конституции многих стран предусматривают для президента только минимальный возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного предела) в 35-40 лет, а верхняя возрастная планка в Основном законе чаще всего не установлена. До 1993 года в Казахстане и России кандидат на пост президента страны должен был быть не старше 65 лет. Увеличение продолжительности активной жизни человека, нестабильное время и политическая ситуация внесли коррективы в социальные законы. Например, такое ограничение не распространяется на первого президента Казахстана Н.Назарбаева. Члены совета Ассамблеи народов Казахстана заявили, что «в условиях осложнившейся обстановки в мире президенту необходимо дать новый мандат общенационального доверия для успешного прохождения страны в период глобальных испытаний». Данную инициативу поддержали и в сенате (верхней палате парламента) страны. Досрочные выборы президента Казахстана на деле показали, что избиратели республики вновь проголосовали за мудрость, опыт, стабильность. Елбасы (Лидер нации) Казахстана был избран ещё на один президентский срок большинством (95% голосов) граждан страны. При этом, энергичный казахский президент любит активно проявлять инициативы по различным жизненно важным вопросам: призывал остальных вступать в СНГ, в ЕврАзЭС, в Таможенный союз, в Евразийский союз и т.д. Казахстан – восточная страна, идущая по пути европейских стандартов. Но в данном вопросе, упомянутое предложение аксакалов о том, что возрастной ценз их руководителя может достигать 80-ти лет оказалось созвучным мнению большинства избирателей.
Нужен ли верхний возрастной ценз для президентов и государственных чиновников других стран, если ныне действующие — полны сил, планов, проявляют при этом приверженность демократическим принципам? Например, предельный возраст для президента Российской Федерации Конституцией РФ не ограничен. Избранный президентом России в 2012 году, В.Путин сможет, при благоприятных для него обстоятельствах, занимать свою высокую должность до 2024 года, когда ему исполнится 72 года. К этому времени исполнится четверть века возможного фактического или также и юридического пребывания В.Путина во главе Российской Федерации. Президент России, желающий иметь при себе опытную команду «в целях сохранения на гражданской службе высококвалифицированного руководящего кадрового состава», внес в Госдуму законопроект, повышающий предельный возраст высокопоставленных чиновников с 65 до 70 лет. В первую очередь, инициатива Кремля была рассчитана на чиновников, «замещающих должность категории «руководители». Это было простым сигналом и стране, и политическим элитам о том, что В.Путин может активно и плодотворно работать и в 70 лет.
Говоря об аналогиях, вспомним утверждение одного из экспертов, который верно заметил, что «в судьбоносное время Таджикистан не имел своего Нурсултана Назарбаева». После развала Союза Таджикистану нужен был сильный умом, талантом и интеллектом лидер, признанный всеми регионами, способный создать сильную профессиональную власть, объединить здоровые силы, обеспечить межрегиональное согласие и, самое главное, приостановить дальнейший развал экономики и разграбление страны. Такой признанный лидер в Таджикистане вовремя нашёлся и остаётся им до сегодняшнего дня. Лидерство Э.Рахмона закреплено Законом РТ «Об Основоположнике мира и национального единства – Лидере нации» в 2015 году.
Спекулируя на данной теме, одна из прозападных правозащитниц Таджикистана заметила: «В европейских странах бывший президент уходит с поста с почетом, ему назначают определенный ежемесячный доход и льготы. В наших обществах еще не работает система смены власти. Я думала, что такой пример продемонстрирует Казахстан, возглавив ОБСЕ, но, к сожалению, это оказалось не так. Если бы Назарбаев ушел из власти, он бы послужил хорошим примером для всех других в регионе». Но бодрый, харизматичный, энергичный Нурсултан Назарбаев подаёт другой, позитивный пример. Он ещё не до конца выполнил намеченных планов, свою «Стратегию «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства», и казахстанский народ ждёт от него новых свершений, невзирая на возраст. Молодость крепка плечами, а старость – головой. Хотя, до восьмидесяти – у него и его ближайших зарубежных коллег, также имеющих множество нереализованных стратегических проектов, есть ещё уйма времени!
Тамара Обидова