ТаджАрмия. Традиции предков плюс современное вооружение
Душанбе, 29.01.2016 (НИАТ «Ховар»).- На фоне событий, происходящих на Ближнем Востоке и в связи с нарастающими рисками со стороны афганских талибов, в СМИ много рассуждают о готовности армий государств Центральной Азии к решению главной задачи вооруженных сил – отражению внешней агрессии. Насколько реальна эта готовность? Смогут ли справиться в одиночку постсоветские среднеазиатские государства с террористической экспансией извне? Или в экстренных ситуациях Таджикистану, Узбекистану, Кыргызстану целесообразнее действовать в составе группы государств, с которыми имеют соглашения, по принципам заложенным в Договоре о коллективной безопасности (ОДКБ)?
По данным отчета «Глобальный индекс военной мощи» (Global Firepower Index) 2015 года, Таджикистан с его более 8 миллионным населением может мобилизовать более 3 миллионов человек. Общие военные расходы на армию относительно стабильны и составляют порядка 950 миллионов сомони ($ 186 миллионов по прежнему курсу). Ограниченность расходов на оборону продиктована объективной экономической ситуацией в стране. Считается, что в целях экономии бюджета Таджикистан пока отказался от института контрактной службы.
Проверкой на прочность для РТ послужили сентябрьские события прошлого года, когда силовые структуры Таджикистана в течение 12 дней противостояли вооруженной преступной группировке А.Назарзода, выполнявшей политический заказ руководства террористической ПИВТ, пытавшихся совершить государственный переворот и захватить власть.
В этой связи, Лидер нации, президент РТ Э.Рахмон в ежегодном Послании Парламенту страны (2016 г.) обратил пристальное внимание на то, что в условиях возрастающего осложнения политической ситуации в мире, её ускоренной трансформации, все большего усиления межгосударственных и межрелигиозных конфликтов, расширения организованной трансграничной преступности, защита границ и рубежей, безопасности государства и нации считается для Таджикистана первостепенным и жизненно важным вопросом. Обострение ситуации на Ближнем Востоке, Азии, в Северной Африке, Европе, других регионах мира способствует тому, чтобы военные структуры серьезным образом усилили свою деятельность, всегда были готовы к выполнению серьёзных стратегических задач.
Таджикистану по сравнению с другими республиками бывшего СССР повезло меньше других. На его территории практически не было войсковых частей Советской армии. Молодая республика ничего не получила в качестве военного наследия после распада Союза. Национальная армия практически была создана на пустом месте. 201-я Гатчинская мотострелковая дивизия, дислоцированная в Душанбе, была взята под контроль МО РФ. В Таджикистане, где началась гражданская война, долгое время присутствовали миротворческие силы СНГ. Как пишут недоброжелатели, в 1990-е годы таджикская армия больше походила на незаконные вооруженные формирования, чем на регулярные вооруженные силы. Но сегодня ситуация в корне изменилась. За последние десятилетия в Таджикистане было подготовлено 12 тыс., а в высших военных учебных заведениях зарубежных стран около 3 тыс. офицеров для Вооруженных сил РТ. 15 тысяч профессиональных специалистов прошли обучение в соответствии с современными условиями. В настоящее время в высших военных учебных заведениях за рубежом обучаются более 700 военнослужащих. В военном институте министерства обороны проходят обучение 771 человек, в военном лицее обучаются 369 курсантов. Среди студентов и курсантов 166 человек являются сиротами, зачисленными по указанию главы государства. Наряду с воспитанием кадров и повышением их профессионального уровня руководство силовых структур и правоохранительных органов предпринимают действенные меры по неукоснительному соблюдению норм законодательства, воинского устава и дисциплины, по пресечению правонарушений и фактов «дедовщины» среди личного состава. Подобные случаи встречаются, но немедленно пресекаются командованием войсковых частей.
Вооруженные силы Республики Таджикистан состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил, частей противовоздушной обороны и мобильных войск. Три батальона мобильных войск РТ состоят в Коллективных силах быстрого развертывания (КСБР ОДКБ). На вооружении таджикской армии (по разным оценкам) более 200 единиц бронетехники и танков, 12 реактивных систем залпового огня (РЗСО), до 200 орудий и минометов, около 600 зенитных ракетных комплексов разных конструкций, около 10 самолетов и более 20 вертолетов. Кроме того, к числу военно-силовых и военизированных структур Таджикистана могут быть отнесены подразделения Пограничных войск и спецподразделения ГКНБ РТ, формирования Управления внутренних войск МВД, формирования Министерства по чрезвычайным ситуациям и подразделения Национальной гвардии.
Вооруженные силы Республики Таджикистан строятся на принципах кадровой регулярной армии. С 2000 года набор в них осуществляется исключительно по призыву. На основании Закона РТ «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» ежегодно в армию призывается около 16 тысяч военнослужащих на срок службы в два года. В численном отношении проблем с призывом нет.
Эксперты оценивают уровень военной подготовки Вооруженных сил РТ как достаточно высокий. Специалисты отмечают высокую тактическую маневренность боевых подразделений, профессиональные навыки ведения боевых действий в горных условиях, в минно-взрывном деле, развитую систему связи, в том числе и космическую. Таджикские военные имеют большой практический боевой опыт, в своем большинстве они зарекомендовали себя хорошими тактиками.
Таджикистан получает военную консультативную, учебную, материально-техническую помощь от иностранных государств, заинтересованных в безопасности и стабильности в регионе. До 2025 года Россия планирует инвестировать в модернизацию таджикской армии около $200 млн. Программа модернизации таджикской армии рассчитана на три этапа — первый прошёл с 2013 по 2015 год, остальные займут по пять лет до 2025 года. Стоит отметить тесное взаимодействие пограничных и иных ведомств в оказании помощи при возникновении и урегулировании кризисных ситуаций на внешних границах, проведение совместных командно-штабных учений, проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров руководящего состава в пограничной сфере.
Несмотря на то, что таджики никогда не были завоевателями и считаются оседлой, не кочевой, не воинствующей нацией, сохранились многочисленные литературные памятники, свидетельствующие о храбрости и военном умении этого народа, который на протяжении столетий был способен защитить себя и свою страну от завоевателей и поработителей.
Игорь Махкамов