Рукотворные памятники Таджикистана

Февраль 18, 2016 11:00

Душанбе, 18.01.2016 (НИАТ «Ховар»).- Очередная сессия Маджлиси милли Маджлиси Оли Таджикистана пятого созыва 3 марта с.г. в Душанбе рассмотрит предложенные  президентом РТ Э.Рахмоном постановления правительства  о переименовании ряда городов и районов, географических объектов страны. В том числе, г.Чкаловск планируется переименовать в г.Бустон (Цветник). В Таджикистане постепенно возвращают первоначальные исторические, этнические и географические названия. Данная тенденция свойственна всем постсоветским государствам, где насильно внедрённые ранее наименования сменяются традиционно звучащими и национальными. Жители г.Чкаловска отнеслись к событию с пониманием. Это не стало неожиданностью, так как общественность и трудовые коллективы инициативно выступили с предложением переименовать их город, с целью почитания и укрепления национальных традиций, роста чувства национального самосознания. Возврат прежних исторических или присвоение новых этнических названий – не что иное, как восстановление уничтоженной ранее национальной топонимики и исконных названий, обретение истории народа, укрепление культурных корней. Данный процесс в Таджикистане не является целенаправленной кампанией по уничтожению русскоязычных названий и русского наследия, как хотелось бы представить корреспонденту российской газеты «Правда» С.Кожемякину («Таджикистан: бульдозер против истории»). Его позиция ярой защиты советской топонимики понятна, так как названное издание по-прежнему является печатным органом, рупором коммунистов, защищающим оставшиеся символы ушедшей эпохи, которые в прежние времена массово тиражировались по приказу или рекомендации из Центра, насаждались на всей территории Союза. С «легкой руки» Москвы во всех советских республиках вместо исконных названий на долгие десятилетия укоренились чуждые, но патриотичные для того времени названия. Страну наводнили многочисленные поселения с однокоренными названиями по именам партийных функционеров и приближённых к ним лиц. В результате, возникала искусственная, непонятная местному населению путаница с географией, когда в честь одного деятеля или героя были названы десятки населённых пунктов во всех республиках огромной страны. До распада СССР здесь насчитывалось множество административных объектов, связанных с именем В.Чкалова. Даже учитывая то, что он был героем Советского Союза, орденоносцем и достойным лётчиком-испытателем – огромное количество названных в его честь населённых пунктов явилось перебором. Ведь здравый смысл победил эмоции даже тогда, когда Сталинграду и Ленинграду были возвращены исторические названия, несмотря на то, что именно с указанными наименованиями связаны воспоминания фронтовиков и победа советского народа в Великой Отечественной войне.

С.Кожемякину не стоит упрекать Таджикистан, который сполна отдал дань советской истории: его главная и северная столицы долгое время носили имена вождя народа и вождя революции – Сталинабад (1929-1961) и Ленинабад (1936-1991), а большая часть колхозов и совхозов до недавнего времени также именовались в честь Ленина, его революционных соратников и порядковых номеров партсъездов КПСС. Насильственная топонимика, регламентируемая ВЦИК СССР привела к разрушению национальной и исторической памяти народов. И даже через много лет, сегодняшние мероприятия по восстановлению исторической и этнической справедливости современные коммунисты в лице С.Кожемякина воспринимают негативно. Их позиция понятна, если учесть, что в идеологических целях («Ленин и сегодня живее всех живых»), они до сих пор не предали тело своего вождя земле.

С.Кожемякин сетует и на то, что в РТ демонтировали многочисленные памятники В.Ленину. Наиболее развитым видом памятников считаются мемориальные сооружения. Но не все они являются произведениями искусства, которые заслуживают поклонения и сохранности. Те из них, которые действительно представляют историческую или художественную ценность (археологические, письменные, архитектурные и др.) в Таджикистане содержатся в надлежащих условиях, находятся под защитой закона, охраняются государством, вносятся в реестр культурного наследия.

В Таджикистане в центральном столичном парке бронзовый монумент В.Ленина работы скульптора В.Козлова стоял вплоть до 2008 года, затем был демонтирован и передан в республиканский Художественный фонд, так как является точной копией памятника, ранее установленного в питерском Смольном дворце. Но в своём большинстве многочисленные штампованные памятники В.Ленину чаще всего не представляли собой никакой художественной ценности. Обычно они создавались массово, по шаблону. Изготавливались без каких-либо творческих изысков, отливались без участия «руки мастера». В основном, изваяния Ильича варьировались в рамках – кепка на голове, кепка в руке. Они лишь символизировали вехи ушедшей эпохи. Например, в Душанбе памятники В.Ленину стояли буквально на каждом шагу, через 100 метров: у здания Академии наук; на центральной площади его же имени; в сквере центрального парка. Отличительной особенностью демонтированного в 1991 году памятника вождю, много лет возвышавшегося на главной площади столицы, было то, что путь в светлое будущее он указывал не правой (как принято), а левой рукой. То, что все растиражированные ильичи похожи друг на друга, доказывает история о том, что в памятнике без головы, находящемся в одном из музеев Вашингтона, посетители признают монумент В.Ленина, якобы, стоявший именно в их городе.

В декабре минувшего года с площади Дусти (Дружбы) была демонтирована 24-метровая стела с гербом Таджикской ССР, которая была установлена в 1949 году в ознаменование 20-летия республики. Это было предусмотрено Генпланом столицы, так как недалеко от указанного места уже имеется изображение современного герба независимой Республики Таджикистан.

В то же время сохранено немало произведений искусства, созданных для увековечения людей или исторических событий, скульптурных групп, бюстов, барельефов, арок, колонн, обелисков, гробниц и надгробий. Это памятники Авиценне (Абуали ибн Сино)Исмаилу Сомони, А.Рудаки, А.Фирдоуси, О.Хайяму, С.АйниМ.Горькому, М.Турсунзаде, М.Ганди, А.Лахути. В Душанбе расположено художественное панно, посвященное известным литераторам Востока и современности. Большой популярностью у жителей и гостей столицы пользуется монумент Победы и памятник участнику войны в Афганистане, герою Советского Союза Александру Мироненко.  Названные памятники выполнены в разное время, иногда в соавторстве – таджикскими, российскими, азербайджанскими, индийскими скульпторами и архитекторами. Кроме того, огромное количество исторических, культурных и художественных памятников располагаются во всех регионах Таджикистана.

Альфия Баширова        

Февраль 18, 2016 11:00

Другие новости этой рубрики

Что можно оформить через Единую автоматизированную информационную систему Таможенной службы Таджикистана?
Просвещенность и образованность – основа процветания страны
Неделя грудного вскармливания. В Таджикистане около 90 % родивших женщин кормят новорожденных грудью
Хуршед Файзуллозода: «Целью Агентства по инновациям и цифровым технологиям является расширение процесса реализации «электронного правительства»
Что такое MICE-туризм и как он развивается в Таджикистане?
Доступ к электронным библиотекам и литературному достоянию. Как это работает в Таджикистане?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА. Шанхайская организация сотрудничества при принятии решений учитывает и уважает позиции и интересы всех стран-участниц
ЭМОМАЛИ РАХМОН – ДОСТОЙНЫЙ СЫН ТАДЖИКСКОЙ НАЦИИ. Впервые в истории китайской государственности высшая государственная награда была вручена за пределами страны
В Таджикистане стараются усилить социальную защиту инвалидов
В Таджикистане наступила жара. Как сохранить здоровье в летний период года?
Современным таджикистанцам надо ходить в театр не по бумажным билетам, пора переходить на электронные
ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН. Размышления докторов философских наук Хайриддина Усмонзода и Саидмурода Фаттохзода