Центрально-азиатский щит на пути в Европу
Душанбе, 25.03.2016 (НИАТ «Ховар»).- Последние события показывают, что в регионе Центральной Азии главными источниками угроз, определяющими необходимость военно-политической интеграции Центральной Азии стали экстремизм и международный терроризм, представляющие собой угрозу конституционному строю и территориальной целостности государств.
В региональной плоскости дестабилизирующим фактором стала социально-политическая и экономическая ситуация, а также осознание частью населения и деструктивными силами того факта, что с помощью оружия можно добиться определенных целей, как это было в Таджикистане, где оппозиционерами в лице ОТО (Объединенной таджикской оппозиции) удалось получить право участвовать в управлении страной. Обман и недальновидность населения Таджикистана явились одной из основных причин активизации деятельности экстремистских и террористических организаций.
На данный момент большую опасность в Центрально-азиатском регионе представляют экстремистско-террористические группировки «Исламское государство» («ИГ»), «Хизб-ут-Тахрир», «ИДУ», выступающие за воссоздание халифата, распространяющие свою идеологию по всей указанной территории. По имеющимся сведениям, под знаменами названных организаций нашли прибежище представители радикальных религиозных организаций, ставящих во главу угла насильственные методы захвата власти. Эти организации маскируются в защитные цвета войны, а их члены заимствуют тактику боевых навыков и приемов регулярных войск, спецслужб, как собственной страны, так и других стран (могут даже «брать уроки» военного дела у бывших противников), вербовать, рекрутировать мобилизовать в свои отряды по методике регулярных и иррегулярных (партизанских), повстанческих сил.
Терроризм не знает устоявшихся линий фронта, затяжных позиционных боев, эстафетой передается от локального конфликта к конфликту, путешествует с наемниками, пополняя боевой опыт, совершенствуясь в своей «узкой специальности», а также пытается влиять и на политическую жизнь государства.
Согласно мнению экспертов, существует три политически мотивированных типа терроризма: репрессивный, полуреволюционный, революционный, а также терроризм без специфической цели — побочный продукт чистого насилия и так называемый «спазм» — терроризм, или серия атак относительно низкой интенсивности и короткой продолжительности, но достаточно сильно дестабилизирующих общественное сознание.
Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и для национальной безопасности центрально-азиатских стран, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Под экстремистской деятельностью понимается широкий спектр противоправной деятельности: от информационных услуг до осуществления террористической деятельности, захвата или присвоения властных полномочий. В современном понимании экстремизм — это агрессивное поведение (настрой) личности, существенными внешними признаками которого служат нетерпимость к мнению оппонента, ориентированного на общепризнанные нормы; склонность к крайним (силовым) вариантам решения проблемы; неприятие консенсуса как ценного, делового инструмента в повседневной практике и, наконец, неприятие прав личности и ее самоценности.
Следовательно, как социально-политическое явление экстремизм представляет одну из форм политической борьбы. Ее характеризуют отрицание сложившихся государственных, общественных институтов и структур, стремление подорвать стабильность, уничтожить сложившийся порядок для достижения собственных властных устремлений. В своих действиях экстремисты могут использовать различные методы: от ненасильственных, таких как пропаганда (лозунги, призывы, публикации в прессе, выступления на митингах), массовые выступления и забастовки, до разной степени насильственных действий (организованные беспорядки, акты гражданского неповиновения, террористические акты и т.п.). Примером может послужить попытка вооруженного государственного переворота в Таджикистане в сентябре 2015 года со стороны А.Назарзада под непосредственным руководством и при финансировании верхушки Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).
Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов, проявлениям регионального сепаратизма.
Идеологию экстремизма можно охарактеризовать как комплекс радикальных идейных установок и теоретических воззрений (крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических), выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения преимущественно политических целей. В этой связи, меры, предпринимаемые руководством Таджикистана по контролю за деятельностью общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, средств массовой информации оправданы лишь потому, что действия членов ЭТО (экстремистско-террористической организаций) направлены в первую очередь на насильственное изменение основ конституционного строя или на возбуждение религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию.
В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организационному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей. Многочисленные факты такого рода наблюдались в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Китае, в странах Ближнего Востока.
Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей — создание государства, правовые нормы которого будут заменены догмами религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик».
Важной особенностью ряда легальных и нелегальных религиозно-политических организаций, партий экстремистского толка, таких как, «Хизбалла», «Хамас», «Братья мусульмане», ЭТО ПИВТ является наличие в них фактически двух организаций — открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки.
Крайнюю, агрессивную часть политизированного ислама многие западные ученые называют исламизмом (радикальный ислам или исламский радикализм). Этот самостоятельный социально-политический феномен не отождествляется с исламом — религией мира, терпимости, милосердия, открытой для всех людей независимо от расы или этнической принадлежности. Исламский радикализм как идеологическая доктрина и основанная на ней политическая практика реализуется в деятельности различного рода исламистских организаций, образующих в своей совокупности радикальные исламские движения.
В радикальном исламе выделяют следующие наиболее характерные черты: нетерпимость к гражданскому светскому обществу и стремление к его замене исламским, устроенным по шариату; непринятие раздельного существования религии и государства; противопоставление исламской зоны человеческой цивилизации, остальному миру; отрицание международного права.
Поэтому, целесообразным и своевременным является решение руководства Республики Таджикистан не предоставлять религиозным партиям и организациям каких-либо привилегий и возможностей для участия в политической жизни страны.
Анализ тенденций распространения международного экстремизма и терроризма свидетельствует о том, что эти опасные для цивилизованного мира явления активно охватили отдельные территории Центральной Азии и Ближнего Востока, и стремительно наступают на страны Евросюза.
Всеволод Радимов