Конфликтолог П.Муллоджанов, или Пуганая ворона куста боится
В условиях глобального информационного пространства особенно востребовано ответственное, грамотное освещение фактов, событий, объективно отражающее реальную ситуацию во всех областях жизнедеятельности общества и государства, противостоящее раздору, способствующее конструктивному диалогу, консолидации усилий отдельных наций и международного сообщества в решении конкретных задач. Аналитики, политологи, эксперты должны быть профессионалами, ответственными за свои выступления и интервью, «держать в узде собственные симпатии, антипатии и личные интересы, быть предельно объективными и патриотичными». В конкретной информационной практике на правдивость, объективность освещения событий, их оценку и комментарии непосредственное влияние оказывает социальный или политический заказ. Он выполняется и отрабатывается, несмотря на то, что автор позиционирует себя независимым, как в случае с политологом Парвизом Муллоджановым.
Примером подобного «независимого» подхода стало его интервью в дни празднования 25-летия независимости Таджикистана, опубликованное на сайте Sputnik.tj. Эксперт обернулся назад, чтобы «по-новому взглянуть на прошедшие годы и попытаться предугадать свое будущее», дать анализ и оценку итогам и результатам первых 25 лет независимости, отразить, «что дали стране и народу эти годы, какие были достижения, и что необходимо сделать, чтобы не повторить свои прошлые ошибки».
Понимая то, что публикации в СМИ «создают психологический фон для всего населения Таджикистана и способствуют порождению недостоверной информации», П.Муллоджанов, тем не менее, не отдаёт отчёта в однобокости и тенденциозности собственных публикаций, провоцирует ими информационный ажиотаж. Он отрицает наличие у Таджикистана суверенного курса развития, представляет РТ не как самодостаточное, признанное, независимое государство, а как сырьевой и кадровый придаток.
Действительно, в то время, когда соседи по Союзу уже перевели национальную экономику на рельсы самостоятельного развития, молодому Таджикистану пришлось начинать практически с нуля. Гражданская война 90-х гг. отбросила страну на десятилетия назад. Сильно пострадал экономический и кадровый потенциал. Огромный урон был нанесён промышленности, сельскому хозяйству и социальному сектору. Погибли до 150 тысяч граждан. Были разрушены сотни тысяч жилых домов и промышленных объектов. Более 1 млн. таджикских беженцев ушли тогда в Афганистан. Экономический ущерб, составивший $10 млрд., до конца не восстановлен.
В таких неимоверно трудных условиях новому руководству и правительству страны пришлось строить суверенное государство. В то время, когда они реально, практически занимались восстановлением разрушенного, большинство из представителей оппозиции, которую активно защищает П.Муллоджанов, вели внутренние разборки за руководящие и чиновничьи места в государственных структурах, выделенные 30-ти процентной квотой, за удовлетворение своих политических амбиций.
Народ Таджикистана, с чувством национального достоинства прошедший праздничным парадом и демонстрацией в эти торжественные дни, был свидетелем и непосредственным участником нелегкого политического пути и экономического становления. Благодаря разумному руководству, Республика Таджикистан органично вошла в международное сообщество, нашла свое индивидуальное место в ряду цивилизованных и процветающих стран современного мира. Для достижения этой цели РТ прошла длинную и извилистую дорогу. Результатом чего, стало признание независимости Таджикистана, её политических, экономических и социальных успехов подавляющим большинством мировых держав, укрепление международных связей на уровне двухсторонних отношений и многосторонних отношений.
П.Муллоджанов не хочет признавать очевидного. Усилия Правительства по устранению последствий глобального мирового кризиса, реализованные на основе основных стратегических задач и целенаправленных долгосрочных программ, в частности программы по продвижению экономики до 2030 года, путем либерализации экономики, нормализации состояния макроэкономики и реального развития экономических структур, воплощаются в жизнь. Созданные за годы независимости министерства и ведомства успешно решают поставленные перед ними задачи. Действуют законодательные акты, упорядочившие новые экономические и социальные отношения, определяющие процессы реформы в сфере экономики и политики. Национальная экономика планомерно развивается. Осуществлено множество мероприятий по внедрению различных форм собственности на средства производства, использованию различных форм организации хозяйств и предприятий. Активно развиваются и расширяются международные экономические взаимоотношения, организованы совместные предприятия и международные экономические проекты. Создана мощная основа для устойчивого подъёма экономики Таджикистана и укрепления государственных устоев. Усовершенствованы рыночные отношения и нормативно-правовая база реформ. Снижен уровень бедности населения, что, наряду с коммуникационной, энергетической и продовольственной безопасностью, является одним из главных стратегических приоритетов развития страны. Результаты этих шагов отчетливо проявились в стабилизации экономики, интенсивном увеличении показателей макроэкономики, оживлении подавляющей части экономических отраслей, в том числе – гидроэнергетики, с целью обеспечения энергетической независимости. При сотрудничестве с развитыми странами мира продолжается строительство каскада больших и малых гидроэлектростанций, линий высоковольтных передач электроэнергии. Ведётся активная работа по ремонту, реконструкции и строительству внутренних железнодорожных линий, автомагистралей, возведению автомобильных туннелей и международных мостов. Повсеместно модернизируются структуры производства, внедряются современные технологии производства товаров народного потребления и переработки сырья. За прошедшие годы осуществлен ряд конкретных программ дальнейшего развития сельского хозяйства и промышленности, которые обеспечивают полную переработку хлопко-волокна в стране. Обращено особое внимание на возможно большее производство конечной продукции в секторах сельского хозяйства, при производстве алюминия, других цветных металлов, добыче драгоценных камней, увеличение в будущем доли готовой продукции в экспорте РТ.
Трудно понять скепсис и опасения П.Муллоджанова, игнорирующего историю, экономические показатели и достижения, идущего вслед за представителями деструктивных сил, пытающихся оспорить очевидные вещи. О непоследовательности и предвзятости оценок эксперта свидетельствует факт того, что ранее наиболее популярной и отражаемой для него темой являлась проблема политического и экономического присутствия, заинтересованности России в Таджикистане, взаимосвязи этих стран в различных областях. До последнего времени данные отношения активно эксплуатировалась П.Муллоджновым исключительно в позитивном ключе. В свете последних политических и экономических договорённостей РТ с другими партнерами, политолог резко сменил вектор повествования, пытаясь оспорить, противопоставить как былые отношения Таджикистана, так и новые политико-экономические договорённости РТ. П.Муллоджанов не совсем адекватно оценивает политическую и экономическую ситуацию как в Центрально-азиатском регионе, так и непосредственно в самой РТ.
Курс руководства Таджикистана на многополярность во внешней политике и экономических отношениях идёт вразрез с позицией П.Муллоджнова, мыслящего мутно, узко и однополярно.
Юрий Макеев