Религиозный экстремизм размножается в неволе
В учреждениях Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) России планируют ввести должность специалистов по борьбе с религиозным экстремизмом среди заключённых. По словам начальника отдела взаимодействия с религиозными организациями ФСИН С.Гурова, эта должность, особенно в южных регионах РФ, будет укомплектована исламскими священнослужителями. Они будут вести разъяснительную работу и занятия с осужденными, проводить индивидуальные беседы. Кроме того, они смогут взаимодействовать с местными духовными лидерами, чтобы избежать напряжённости и непонимания, связанных с религиозными вопросами, разъяснять религиозные принципы и неприемлемость экстремизма. Данная инициатива поможет усилить борьбу с возникновением экстремистской идеологии, образованием угрозы терроризма и заранее гасить очаги религиозной напряжённости. Это конструктивное начинание связано с ростом числа исламских радикалов, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В российских тюрьмах сформировались неформальные сообщества мусульман в связи с возрастающей активностью запрещённой в РФ террористической организации «Исламское государство». Осужденные, исповедующие радикальные формы ислама, объединяются в неформальные ячейки, в которых возможна вербовка в ряды ИГ и распространение экстремистской литературы.
Активная вербовка в ряды различных экстремистско-террористических организаций происходит не только в мечетях, в учебных заведениях, среди трудовых мигрантов или в Интернете. В обществе существуют группы, которые вынуждено изолированы от него, и противостоят внешнему давлению. Например, национальные диаспоры. Они создают «стену» между собой и окружающими. Именно здесь ведётся активная экстремистская пропаганда. Другая категория мест массовой вербовки, агитации и пропаганды – пенитенциарные заведения (тюрьмы, поселения, исправительные школы), где заключённые активно общаются между собой, и ведётся вербовка в ряды различных ЭТО. Имеются факты, когда рекрутеры специально стараются попасть в заключение за незначительные правонарушения и преступления, где ведут агитационную работу. Нередко именно здесь в террористическую деятельность вовлекаются члены ОПГ, которые сращиваются с ЭТО.
В связи с этим, стоит учесть, что подобная проблема и необходимость её безотлагательного решения назрели не только в России, но и странах Средней Азии и Казахстане, где в тюрьмах у граждан, исповедующих ислам, шансы попасть под влияние радикальных элементов многократно возрастают. Поэтому здесь необходимо учесть названные российские инициативы, а также опыт стран, где лица, осужденные за экстремистско-террористическую деятельность, отбывают наказание отдельно от других заключённых.
Исправительные учреждения призваны изменять и улучшать, а не усугублять негативное мировоззрение оступившихся.
Пулод Гафаров