Слуга двух господ – таджикские эксперты о запрете на госслужбу бипатридам
Парламент Таджикистана внёс поправки в Законы Республики Таджикистан «О государственной службе» и «Об органах национальной безопасности», согласно которым госслужащие и работники органов безопасности, имеющие двойное гражданство, не смогут продолжать службу. При этом, стоит напомнить, что согласно Конституции Республики Таджикистан, гражданам республики не запрещено быть гражданином другой страны, но при этом необходимо отказаться от существующего таджикского гражданства. Такая мера не касается лишь двойного гражданства с Россией, с которой в 1995 году был подписан соответствующий договор.
Каждое государство должно защищать свои интересы
«Внесение поправок в Законы Республики Таджикистан «О государственной службе» и «Об органах национальной безопасности» своевременны и правильны», — сказал в беседе с корреспондентом НИАТ «Ховар» директор Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, политолог Худоберды Холикназар.
«Во-первых, граждане любого государства, которое имеет независимость и суверенность, должны иметь одно гражданство, особенно лица, которые работают в государственных органах и органах, отвечающих за национальную безопасность страны. И служить одному государству. Во-вторых, и это очень важный момент, имея двойное гражданство, люди считают себя обязанными двум государствам, что абсолютно, в корне неправильно. Если Таджикистан подписал с Россией Соглашение «О двойном гражданстве», это не говорит о том, что мы одно целое. Мы совершенно разные государства. И каждое государство должно защищать свои интересы. Поэтому госслужащие в Таджикистане должны служить только своей стране и иметь только гражданство Таджикистана. Мы же не просим русских, которые имеют двойное гражданство, но проживают в Таджикистане, чтобы они защищали интересы Таджикистана, они никогда не пойдут на это. То же самое мы должны соблюдать и в своей стране», — продолжает собеседник.
«Что касается не госслужащих, а простых граждан, которые имеют двойное гражданство, то они, согласно существующему соглашению, имеют на это полное право. Но если посмотреть на это гораздо шире, то мы видим, что фактически люди с двойным гражданством в России не имеют никаких прав. Здесь получается юридический казус: двойное гражданство есть, а прав никаких нет. Таджик, получивший гражданство России, вряд ли сможет полноценно на территории другой страны пользоваться всеми правами. Он в России практически бесправный, эти нюансы необходимо учитывать», — поясняет политолог.
По его мнению, госслужащие Таджикистана должны иметь только гражданство своего государства. «Есть немало мировых примеров. Например, лица, имеющие двойное гражданство России и Израиля, что очень часто встречается. Но их близко не подпускают к государственным делам, потому что, если они имеют двойное гражданство, тем более гражданство Израиля, они имеют некоторые права, но к службе в государственных структурах, особенно в Израиле, они категорически не допускаются. Поэтому внесённые в законы поправки совершенно обдуманны и правильны. И таджикистанцы должны служить только своему государству и защищать только свои интересы».
Люди с двойным гражданством подобны мужчине, который признается в любви сразу двум женщинам. Или нескольким?
В связи с этим вспоминаются слова Труффальдино из комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ»: «Служу двум хозяевам, и ни один не узнал о другом. Но если я прислуживал двоим, то теперь пойду наемся за четверых!».
Трудовые мигранты за двойное гражданство
Между тем, необходимо отметить, что приобрести второе гражданство — российское — намереваются, в основном, трудовые мигранты, для того, чтобы улучшить трудовые и жилищные условия для себя и своей семьи на территории Российской Федерации. Так, по данным Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан, только за девять месяцев текущего года из страны в трудовую миграцию выехало 396 тысяч 856 человек, 90 % из них — в Российскую Федерацию.
Действие Закона «О государственной службе» распространяется на государственных и административных служащих, занимающих должности в следующих органах: Правительство; Исполнительный аппарат Президента; аппарат Маджлиси милли Маджлиси Оли; аппарат Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли; аппараты судов; органы при Президенте; Министерства и их структуры; Госкомитеты и их структуры; правоохранительные органы и военные структуры; аппарат Центральной комиссии по выборам и референдумам; ведомства при Правительстве и их структуры и иные центральные органы исполнительной власти Республики Таджикистан и их структуры. А также постоянные представительства Республики Таджикистан в международных, межгосударственных (межправительственных) организациях; местные исполнительные органы государственной власти Республики Таджикистан. На сегодняшний день в стране насчитывается 18 тысяч госслужащих плюс приравненные к ним лица.
Комментируя новые поправки к Закону «О государственной службе» корреспонденту НИАТ «Ховар», член парламентского Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Иброхим Абдуллозода пояснил, что их инициатором является Агентство по государственной службе при Правительстве Республики Таджикистан. «Согласно новым поправкам, в частности в статье 16, указано — если госслужащий имеет в наличии гражданство другого государства, он не имеет права продолжать свою деятельность в качестве госслужащего или должен отказаться от второго гражданства. Такие же изменения были внесены и в статью 18, 28, 30, 41 данного Закона. Новые поправки поддержали единогласно все парламентские комитеты, и они были утверждены на сессии Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Теперь новые поправки предстоит одобрить верхней палате парламента и только после того, как Закон подпишет Президент Таджикистана, он вступит в силу. Такие нормы уже приняты в ряде других стран, например, в Казахстане, России, где указано, что приобретение гражданства другого государства является основанием для освобождения от занимаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с неё», — пояснил депутат.
Абдуллозода отметил, что лицо, работающее в госструктуре, имеет доступ ко многим секретным документам. При наличии второго гражданства, в случае каких-либо форс-мажорных обстоятельств, он может воспользоваться этим не в пользу своего государства.
На страже национальных интересов
Также, согласно указанным поправкам в Закон «Об органах национальной безопасности», работать в структурах ГКНБ страны смогут только граждане Таджикистана, об этом 2 ноября в парламенте заявил Первый зампред Госкомитета национальной безопасности Мансурджон Умаров. По его словам, предложенные изменения направлены на защиту национальных интересов страны: «Изменения в проект Закона Республики Таджикистан «Об органах национальной безопасности Республики Таджикистан» предусматривают ограничения на государственную службу для лиц, имеющих иностранное гражданство. Они являются своевременными с точки зрения обеспечения национальных интересов, предотвращения угрозы доступа к сведениям, представляющим государственную тайну, и к информации, которая может быть использована против Республики Таджикистан. Подобные ограничения представляются целесообразными для военной службы в органах национальной безопасности страны».