Террористическо-экстремистская организация «ПИВТ» находится в фокусе международных антитеррористических структур
4 октября 2017 года в г. Краснодаре (Россия) состоялось XVI Совещание руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов-партнеров ФСБ России, где в числе ключевых вопросов обсуждались меры по укреплению международного сотрудничества в сфере противодействия террористическим угрозам (сайт ИК РАТС ШОС www.ecrats.org).
В выступлении Директора Исполкома Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) Е.С. Сысоева на этом представительном форуме, в котором приняли участие 124 делегации, включая глав спецслужб 78 государств и руководителей международных и региональных организаций, деятельность террористическо-экстремистской организации (ТЭО) «Партия исламского возрождения Таджикистана», наряду с «Исламским государством», «Джабхат ан-Нусра» и «Исламским движением Восточного Туркестана», была названа в качестве серьезного фактора, представляющего угрозу региональной безопасности.
Принимая во внимание тесные связи ТЭО «ПИВТ» с международными террористическими организациями, Сысоев Е.С. подчеркнул, что «поиск и реализация адекватных совместных мер противодействия этим угрозам в условиях непрекращающихся попыток со стороны международных террористических организаций переноса очагов нестабильности с Ближнего Востока к рубежам государств-членов ШОС, а также продолжающегося выезда их граждан для участия в боевых действиях на стороне МТО, является главным содержанием деятельности Региональной антитеррористической структуры ШОС…». Директор Исполкома РАТС ШОС отметил, что с учетом складывающейся оперативной обстановки главным приоритетом РАТС является противодействие иностранным боевикам-террористам. В этих целях ведется надлежащий обмен упреждающей информацией о деятельности МТО «Исламское государство», «Джабхат ан-Нусра» «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Партия исламского возрождения Таджикистана» и других.
На состоявшемся месяцем ранее, в сентябре сего года, в г. Пекин заседании высшего уставного органа РАТС вопрос противодействия преступной деятельности ТЭО «ПИВТ» также был предметом особого рассмотрения руководителей антитеррористических структур государств-членов ШОС. Основанием для этого стало включение ТЭО «ПИВТ» под № 79 в Перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС, а ее главарей и функционеров в Единый розыскной реестр лиц, объявленных специальными службами и правоохранительными органами государств-членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского или экстремистского характера.
Столь серьезная оценка террористической сущности «ПИВТ» и высокий уровень разработки адекватных мер противодействия ее противоправной деятельности вызваны необходимостью учета исторического опыта и последствий терактивности «ПИВТ» для региональной безопасности на современном этапе. Как подчеркивает эксперт Карим Вохидов, «связь с функционированием «ПИВТ» проблемы иностранных боевиков-террористов, ставшей в 2014 году предметом рассмотрения на специальном заседании Совета Безопасности ООН, не случайна. По данным правоохранительных органов Таджикистана, основанных на показаниях осужденных руководителей высшего звена этой организации, именно террористическо-экстремистской организацией «ПИВТ» создана и курируется сеть нелегальных каналов поставки новых рекрутов для МТО «Исламское государство». Согласно только официальной статистике, из 1140 установленных граждан РТ, находящихся в составе вооруженных формирований ИГИЛ, 521 являются членами «ПИВТ».
Стоит напомнить, что на арене террористической деятельности «ПИВТ» не является новичком и дилетантом, а, напротив, имеет стаж больше, чем МТО «Исламское государство». Еще в начале 90-х годов в Таджикистане «ПИВТ» возглавила вооруженные формирования радикальных исламистов, предпринявших попытку насильственного изменения конституционного строя Таджикистана и насаждения в стране шариатских порядков. В результате последовавшей пятилетней гражданской войны были убиты более 150 тысяч человек. Народному хозяйству нанесен ущерб в размере более 7 млрд. долларов США. Более 2 млн. граждан были вынуждены оставить свои дома и стали беженцами. За эти годы «ПИВТ» организовала десятки терактов в отношении представителей власти, видных общественных деятелей.
В сентябре 2015 года «ПИВТ» вновь реализовала планы проведения масштабной террористической акции в Таджикистане, итогом которой должно было стать не только начало кровопролитного противостояния в республике, но и открытие «горных ворот» для проникновения в Центральную Азию партнеров «ПИВТ» — отрядов международных террористических организаций, скопившихся в приграничных афганских провинциях и состоящих в значительной части из граждан центральноазиатских республик. Предпринятые тогда правоохранительными органами Таджикистана своевременные и решительные контртеррористические меры позволили предотвратить воплощение в жизнь этого кровавого сценария».
Сегодня усилия Таджикистана по сдерживанию и нейтрализации террористической агрессии «ПИВТ» подкреплены мощным потенциалом всей «шанхайской семьи», включая такие величайшие государства мира как Россия, Китай, Индия и Пакистан. Достаточно сказать, что общая численность населения 8 стран ШОС (Индия, Казахстан, Киргизия, КНР, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан) составляет свыше 3,3 миллиарда человек, территория — 34 млн км². Партнёрами по диалогу ШОС являются Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка, государствами-наблюдателями — Афганистан, Белоруссия, Иран, Монголия.
Наряду с Шанхайской организацией сотрудничества, ТЭО «ПИВТ» также находится в фокусе внимания и реагирования таких авторитетных международных организаций как Интерпол, Антитеррористический центр СНГ и ОДКБ. Включенные в специальные учеты этих антитеррористических структур члены ТЭО «ПИВТ» подлежат задержанию, аресту и привлечению к ответственности за совершенные ими преступления террористического характера. Ряд функционеров ТЭО «ПИВТ» уже были задержаны в различных уголках мира, где они пытались скрыться от правосудия и продолжить готовить теракты и вербовать новых рекрутов.
Однако, территория стран, где к ним в силу пока еще существующих «двойных стандартов» проявляют лояльность, все более сокращается. Присутствует уверенность и надежда, что по мере укрепления международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом эта территория для «ПИВТ»-цев, «ИГИЛ»-цев и им подобным вскоре ограничится только зонами исправительных колоний, а мирные люди будут засыпать и просыпаться без чувства страха от террористической опасности.
Сухроб РАШИДОВ