ЖЗЛ – ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. Светозарное слово: страница из воспоминаний об Убайде Раджабе
ДУШАНБЕ, 01.03.2018 /НИАТ «Ховар»/. Народному поэту Таджикистана, лауреату Государственной премии им. Рудаки и Международной премии им. Г. Андерсена Убайду Раджабу (1932-2004) в этом году исполнилось бы 86 лет, а выходу первых его поэтических сборников — ровно 60. Своими воспоминаниями о встрече с ним делится литературный обозреватель НИАТ «Ховар» Мансур СУРУШ.
С Убайдом Раджабом, одним из самых популярных таджикских детских писателей второй половины прошлого столетия, общаться мне доводилось редко. Но одна встреча с ним мне особенно запомнилась, и я по журналистской привычке впечатления того дня зафиксировал в своём блокноте.
Это было в начале апреля 2004 года, я тогда работал главным редактором газеты «Минбари халк». Как-то вместе с корреспондентом отдела литературы и искусства Бибихонум Дарвешзода мы решили навестить Убайда Раджаба, который, как я знал, был тяжело болен. Предусмотрительно позвонив, мы приехали в махаллю Карияи-Боло, на улицу Хабиба Юсуфи, где находится «писательское гнездо».
Супруга поэта встретила нас радушно и пригласила в просторную гостиную. Убайд Раджаб не заставил долго ждать и вышел к нам в полосатой пижаме. Вид у него был нездоровый, но он по-прежнему хотел казаться бодрым, каким его обычно видели. За ароматным чаем потекла непринуждённая беседа.
В тот день мы имели возможность убедиться, каким увлекательным рассказчиком является наш гостеприимный собеседник, какая у него феноменальная память. Каждое его слово как будто излучало свет. Разговор, чему удивляться не приходилось, ведь мы находились в доме поэта, то и дело переключался на темы, касающиеся литературы, творчества. Убайд Раджаб с присущим ему юмором поведал забавные истории из жизни Накибхона Туграла. Много интересного мы узнали о современных писателях — Джалоле Икрами, Сатыме Улугзаде, Фотехе Ниязи, Фазлиддине Мухаммадиеве, Абдуджабборе Каххори, Гаффоре Мирзо, Мумине Каноате. Все они много лет жили по соседству, дружили семьями и, казалось, знали всё друг о друге.
Когда речь зашла о Сатыме Улугзаде, Убайд Раджаб, чьи дома разделял невысокий забор, заметно оживился. С большой теплотой он говорил о том, как жёны выдающегося писателя и учёного, вначале Клавдия Александровна, а после её кончины Любовь Андреевна, окружали заботой своего мужа-трудягу, создавали для него уют и старались оберегать от неприятностей, которые возникли после того, как его сын Азиз тайно эмигрировал за кордон. Кое-кто советовал Улугзаде публично осудить и отречься от своего сына-перебежчика, но он этого не сделал, а предпочёл уединённую жизнь, не прекращая при этом заниматься творчеством. По словам Убайда Раджаба, С. Улугзаде своими творческими достижениями во многом был обязан этим самоотверженным женщинам, той благоприятной атмосфере в доме, которую они создавали.
Убайд Раджаб сказал, что устод иногда делился с ним творческими планами. Беседа коснулась повести С. Улугзаде «Согдийская легенда», которую я считаю и, думаю, не только я, одним из лучших образцов современной таджикской прозы, литературным гимном мужеству и свободолюбию таджикского народа.
Из рассказа Убайда Раджаба мы поняли, что повесть была задумана как первая часть дилогии, объединенной общим замыслом. В повести описана ожесточённая борьба наших предков против арабского нашествия. Вторая часть должна была охватить народное сопротивление под предводительством Шеркавича, подросшего сына главного героя повести — отважного Виркана, погибшего в неравной битве. В одной из бесед с Убайдом Раджабом Улугзаде говорил об этом своём намерении. К сожалению, задумка писателя осталась неосуществлённой. Во-первых, он всецело был занят своим новым романом, посвящённым великому Фирдоуси, во-вторых, годы брали своё. Жизни не хватило.
В конце беседы Убайд Раджаб заметил, что «Согдийская легенда» написана Улугзаде, автором замечательнейшего сценария к фильму «Судьба поэта», как очередная киноповесть. К слову, когда я читал повесть, эта мысль не раз приходила в голову и мне. Действительно, это же готовый сценарий.
Не раз приходилось слышать сетования наших режиссеров о том, что не хватает хороших сценариев. Почему бы не взяться за создание двухсерийного художественного фильма наподобие «Сказания о Рустаме» и «Рустама и Сухроба», прославившихся на весь мир. Такой фильм по мотивам повести «Согдийская легенда», пронизанной духом патриотизма и свободолюбия, был бы достойным ответом на призыв Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона об укреплении идеи национального самосознания, усилиями которого эта идея поднята на уровень государственной политики, что стало возможным в период независимости Таджикистана.
Мансур СУРУШ,
литературный обозреватель НИАТ «Ховар»