МЫ СЛЫШИМ ГОЛОС ДРУГА. Таджикская земля помнит следы ног великого поэта Туркменистана
ДУШАНБЕ, 24.08.2018 /НИАТ «Ховар»/. Как мы уже сообщили, Основатель мира и национального единства — Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон по приглашению Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова сегодня с рабочим визитом вылетел в Ашхабад, где примет участие в заседании совета глав государств-учредителей Международного фонда спасения Арала (МФСА).
Таджикско-туркменские отношения имеют давние исторически сложившиеся корни. Историческая и духовная близость наших народов помогает выстраивать отношения в лучших традициях дружбы и братства. Как сказал Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, «в Таджикистане искренне дорожат этими исконно добрыми традициями, которые сегодня обретают своё достойное продолжение».
Приоритеты двустороннего партнерства в гуманитарно-культурной сфере закреплены в подписанных соглашениях между правительствами двух стран. Это, в частности, – Договор о сотрудничестве между Туркменским государственным университетом им. Махтумкули и Таджикским национальным университетом, а также Соглашение о строительстве здания (комплекса зданий) общеобразовательной средней школы имени Махтумкули в Дехканском объединении «Эргаша Султанова» Джуликульского района Хатлонской области.
Какое значение имеет Махтумкули для самих туркменов и что связывает туркменского поэта с Таджикистаном? Об этом рассказывает наш литературный обозреватель.
Махтумкули для туркменов — это все равно, что для персоязычных народов Адам поэтов, устод Рудаки, для русских – Пушкин, для англичан – Шекспир. Если Пушкин — «солнце русской поэзии», то Махтумкули — туркменской. Он не только классик туркменской литературы, но и философ, оставивший большое творческое наследие. О жизни и творчестве Махтумкули написано много, как отечественными, так и зарубежными исследователями. Ещё в советские времена стихи Махтумкули получили большую известность благодаря переводам Наума Гребнева, Арсения Тарковского, Георгия Шенгели и других.
Мы расскажем об одном интересном эпизоде из жизни поэта. В 1754 году Махтумкули отправился в Бухару, где поступил в знаменитое медресе Кукалтош. Там он подружился с туркменом из Сирии по имени Нури-Казым ибн Бахар, высокообразованным человеком, носившим духовный титул мавлоно.
Вместе с ним Махтумкули отправился путешествовать по территории нынешних центрально-азиатских государств, в том числе и Таджикистана. Значит, таджикская земля помнит следы ног этого великого поэта. С тех пор утекло много воды. Махтумкули даже предположить не мог, как преобразится в будущем этот край, что на этой древней земле появится суверенное таджикское государство, впрочем, как и на его родине, и осуществятся тысячелетние чаяния наших народов.
Наряду со своим родным языком, Махтумкули читал и писал на фарси. Этому удивляться не приходится. В течение многих столетий вся интеллигенция на Востоке, включая Азербайджан, Грузию и Армению, особенно поэты владели персидским языком, в оригинале читали Рудаки, Фирдоуси, Хайяма, Джалолиддина Балхи, Саади и Хафиза. Большое влияние классики таджикско-персидской литературы оказали и на Махтумкули. Он выбрал себе псевдоним «Фараги», что в переводе с персидского означает «Разлучённый». Известно, что в юности поэт был разлучён со своей возлюбленной, которой он посвятил много стихов. К слову, у его отца, также писавшего стихи, был псевдоним «Озоди». В переводе с таджикского языка это означает «Свобода». У Махтумкули тоже был свободолюбивый дух, как и у его отца.
Примечательно и то, что хотя Махтумкули избрал себе псевдоним «Фараги», стихи его звучат как колокол единения человеческих сердец, как призыв к дружбе и согласию.
Один из сборников избранных стихов Махтумкули называется «Голос друга», что представляется весьма символичным. Да, мы слышим этот голос, голос друга. И верим, что время никогда не заглушит его.
Мансур СУРУШ,
литературный обозреватель НИАТ «Ховар»