Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим: «Таджикистан — это прекрасный пример того, как в одной республике могут гармонично уживаться люди разных религий»
ДУШАНБЕ, 21.09.2018 /НИАТ «Ховар»/. Во время выступления на Совещании ОБСЕ в Варшаве Нуриддин Ризои — активный член террористическо-экстремистской организации «Группа 24» без каких-либо оснований заявил, что на представителей национальных меньшинств, проживающих в Таджикистане, оказывается давление. Так ли это?
Редактор Русской службы НИАТ «Ховар» Елена БАТЕНКОВА обратилась с этим и другими вопросами к Епископу Русской Православной Церкви в Душанбе Питириму (Творогову).
— Религия всегда у меня ассоциировалась с истинным, правильным путём, которым люди идут, чтобы приблизиться к благодатной жизни. То есть, если человек по-настоящему верующий, то помыслы и действия его не могут быть недобрыми и противоречащими правильным общественным нормам. Однако религия в предприимчивых преступных кругах стала одним из методов политической войны, способом пропаганды ошибочных и ведущих к страшным последствиям идей…
— К великому сожалению, это так. Посредством вероисповедания различные террористические и экстремистские группы затуманивают людям головы, и что самое страшное — молодёжи, склоняя на совершение преступлений и терактов по всему миру независимо от вероисповедания.
— Владыка Питирим, сегодня муссируется информация, что в Таджикистане притесняют национальные меньшинства. Такое гнусное заявление на днях прозвучало из уст одного из активистов террористической и экстремисткой организации «Группа 24» на ежегодной конференции в Варшаве. Скажите, как Вы относитесь к таким заявлениям? И были ли случаи жалоб со стороны прихожан на этот счет?
— Нет, подобных жалоб не поступало со стороны прихожан. Русскоязычное население, как и Вы сами знаете, живёт в мире и согласии с таджикским населением. Права и свободы, а также право на вероисповедание здесь исполняются и контролируются. Да и потом, за долгие годы таджики и русские «притёрлись» друг к другу.
— Почему люди втягиваются в террористические и экстремистские организации?
— В террористические организации попадают недостаточно образованные люди, как в религиозном, так и в светском плане. Они не имеют ничего общего с настоящей верой, в них не заложено правильное семя религиозного образования. То, что в детстве родители ребёнка определили его религиозную принадлежность, не говорит, что у него есть познания о правильном вероисповедании. Истинно верующий и знающий каноны Священного писания человек, будь то мусульманин или христианин, никогда не поддастся на террористическую пропаганду, потому что он точно будет знать, что любого рода убийства – это тяжкий грех.
Все эти террористические акты, в том числе и тот, который произошёл в конце июля в Дангаринском районе, направлены на дезинтеграцию общества. Все террористические преступления совершаются под прикрытием Ислама, но это совершенно противоречащие ему нормы. Настоящий Ислам – это очень терпимая к христианству религия. Истинные мусульмане никогда не скажут, что христиане нам враги или что-то в этом роде. Существует даже синайская грамота при Синайском монастыре, на которой стоит отпечаток руки Пророка Мухаммеда. Она дана как свидетельство, что христианство находится под защитой мусульман.
Те, кто пытаются, прикрываясь Исламом, выступать против христиан, или как в странах Ближнего Востока разрушать различные святыни, христианские храмы, считаются хуже неверных. Эти преступники сеют религиозный раздор, безжалостно убивают людей, занимаются терроризмом, экстремизмом, пропагандируют радикальные идеи, тем самым, наоборот, идут против истинной религии. Не могут люди, убивающие невинных, мирных людей, детей, женщин и стариков, быть угодны Богу. Истинная религия выступает против любого рода насилия и убийства не только по отношению к человеку, но даже к любому другому живому существу.
Между прочим, Таджикистан — это прекрасный пример того, как в одной республике могут гармонично уживаться люди разных религий, ведь тут мирно рядом с мусульманами живут и христиане. Наши права на вероисповедание всегда учитывались и учитываются. Вот маленький исторический пример, когда в Таджикистане появились первые верующие христиане, местное население, естественно, мусульмане, очень им помогало и всячески поддерживало. Тогда не было специальных помещений, а были войлочные храмы, где было сыро и холодно. У переселенцев тогда не было средств на строительство здания, и первый храм на территории нынешнего Худжанда построили именно мусульмане. Даже средства на строительство этого храма выделил мулла. Это исторический факт. Вот так столетиями складывались отношения между нашими двумя религиями. А нынешняя пропаганда, прежде всего, имеет политическую подоплёку.
— Как уберечь своих детей от попадания в руки экстремистов и террористов?
— Как показывают исследования, которые публикуются сегодня в СМИ, террористам достаточно несколько часов, чтобы обработать человека и втянуть его в эти сети. Это психологические приёмы давления. Но как в мире есть плохое и хорошее, чёрное и белое, противостояние этому тоже есть – это знания.
Хорошо воспитанного дома ребёнка не смогут испортить никакие внешние факторы. Бывает, что родители учат своих детей уму-разуму, однако не всегда сами соответствуют этим требованиям. Получается диссонанс, дети слышат одно, а на практике видят другое. Родители должны быть примером для своего ребёнка, тогда будет определённая сила в этом воспитании.
Хочу добавить, что для того, чтобы была образованная молодёжь, необходимо образовывать и религиозных учителей. Люди, которые занимаются воспитанием детей, прежде всего, должны быть на голову выше не только своих учеников, но и их родителей. Над теми, кто занимается воспитанием и образованием, должен быть очень строгий контроль. Государственным органам легче контролировать воспитателей, чем всё общество.
В наше время современные технологии позволяют легко определять деятельность людей. Достаточно посмотреть на страничку того или иного человека в социальной сети и будет понятно, что это за человек, чем он занимается. Достаточно посмотреть фото, статусы, посты, проанализировать круг общения и на самом деле всё понятно. Эти люди, как правило, сами себя выдают.
— Посещают ли туристы храм?
— Раньше храм туристы посещали очень часто, но сейчас немного реже.
— Поддерживаете ли вы связь с православными христианами в районах Таджикистана?
— Конечно, мы ездим в Шахритус, Кумсангир, в Худжанде много православных, в Истаравшане, Бустоне, Пенджикенте, Турсунзаде. У нас там действуют небольшие общины. Мы стараемся оказывать им по мере возможности материальную и духовную поддержку.
Те семьи, которым финансово тяжело содержать своих детей или не позволяют жилищные условия, мы принимаем у себя в интернате, оформляем в столичные школы. Смотрим на способности детишек и отправляем их в кружки или спортивные секции. Кроме того, с юридического разрешения родителей в прошлом году мы помогли шестерым школьникам устроиться в российскую семью для прохождения учебы в Российской Федерации. Детское мышление как губка — впитывает всё подряд и наша задача — дать правильную пищу для разума. Приняв эти меры, мы стараемся изменить жизнь детишек к лучшему.
— С кем вы сотрудничаете в Таджикистане?
— Мы ежегодно организовываем Международные научно-практические конференции в сотрудничестве с Комитетом по делам религии при Правительстве Республики Таджикистан, где периодически встречаемся с представителями местного духовенства. Как правило, приглашаются местные учёные, а также из Москвы, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Сегодня очень важно обсуждать насущные проблемы общества всем вместе, высказывать свою точку зрения, конечно же, делиться опытом.
– В Фейсбуке была информация о том, что несколько лет назад Вы презентовали в Москве «Душанбинский альманах»…
– Да, было это. Мы собрали тогда уникальные материалы с конференции «Христианство и ислам», которая проходила тогда в Душанбе, и издали в виде альманаха. Также – специально написанные для этого альманаха исторические и культурологические тексты всё на ту же тему: что нас, христиан, может объединять с исламом, мы ищем точки соприкосновения через культуру, литературу, историю.
— Каковы ваши планы на ближайшее будущее?
— На территории храма проделана большая работа. Кто бы мог подумать, что из обычного гаража таджикской киностудии получится такой замечательный храм. Ранее были отреставрированы помещения внутри. Недавно мы построили новый Святой источник и другие помещения. Теперь у нас в планах достроить среднюю общеобразовательную школу для детей. Будем надеяться, что всё у нас получится!
Беседовала
Елена БАТЕНКОВА,
редактор Русской службы
НИАТ «Ховар»
СПРАВКА НИАТ «ХОВАР»:
Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим (Творогов) родился в 1967 году в Загорске (ныне Сергиев Посад) в семье служащих. После школы окончил Московский педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Работал учителем в школе.
В 1997 году был алтарником и чтецом в храме Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище в Москве. Окончил Московскую духовную семинарию, а затем академию. В 2005 году пострижен в монашество архиепископом Верейским Евгением. В Московской духовной семинарии преподавал гомилетику и русский язык для иностранцев.
В 2012 году распоряжением Патриарха Кирилла определен в состав коллегии Издательского Совета Русской Православной Церкви по рецензированию и экспертной оценке. Принимал активное участие в работе миссионерского отдела Московской духовной академии.
26 июля 2012 года избран епископом Душанбинским и Таджикистанским.