ИХ ДРУЖБА – ПРИМЕР НА ВЕКА. НИАТ «Ховар» представляет новую рубрику: «Жизнь замечательных людей»
ДУШАНБЕ, 10.07.2019 /НИАТ «Ховар»/. На одной из своих традиционных встреч с представителями интеллигенции Лидер нации Эмомали Рахмон говорил о том, что историю, в том числе и современную, невозможно представить без выдающихся личностей, верных сынов и дочерей Родины, внёсших вклад в развитие культуры и других сфер деятельности, и призвал создать серию произведений под общим названием «Жизнь замечательных людей». До сегодняшнего дня уже появился ряд произведений, повествующих о великих личностях, в том числе и наших современниках.
Мы открываем рубрику «Жизнь замечательных людей» и предлагаем читателям заметки председателя Совета ветеранов войны и труда Шахринавского района Музаффариддина Дадабаева о дружбе двух великих поэтов – Мирзо Турсунзаде и Расула Гамзатова.
— Со стихами Расула Гамзатова я впервые ознакомился в начале 60-х годов прошлого века во время службы в армии в Ростове-на-Дону. В программах областного радиовещания часто звучали произведения этого большого мастера художественного слова, песни на его задушевные стихи. Особенно мне нравились те, в которых воспевались мужская честь и достоинство, дружба, верность Отчизне. Полюбилось, как и всем, стихотворение «Журавли», ставшее песней, которую и поныне поют на всём постсоветском пространстве.
Я всем с гордостью говорил, что автора этих замечательных творений связывает крепкая дружба и литературное содружество с моим земляком, не менее великим и прославленным Мирзо Турсунзаде.
Отслужив, я стал работать преподавателем в профессионально-техническом училище, которое окончил перед уходом в армию. Потом меня перевели на работу в Гиссарский райком партии. Когда пришло время, мне и моему сослуживцу Анатолию Турсунову дали отпуск, а заодно и путёвки в один из санаториев города Гагра. На другой день мы выехали туда. После короткой адаптации мы с Анатолием сидели на скамейке на берегу Чёрного моря и дышали свежим воздухом. В это время к нам подошёл стройный мужчина средних лет кавказской внешности и с улыбкой поинтересовался, кто мы и откуда. Когда человек узнал, что мы из Таджикистана, лицо его просветлело, и он с приветливой улыбкой сказал:
— Меня зовут Муса Дудаев, я декан одного вуза, друг и поклонник творчества Расула Гамзатова, который, как всем известно, является большим другом вашего земляка, знаменитого Мирзо Турсунзаде. Давайте по их примеру мы также будем дружить.
Наш новый знакомый протянул руку, мы с Анатолием поочерёдно крепко пожали её. После этого мы почувствовали ещё большее внимание обслуживающего персонала санатория.
В 1979 году, когда я был на руководящей должности, нас известили о том, что в ближайшее время намечается проведение в Таджикистане Дней литературы и культуры Российской Федерации, чтобы мы готовились к встрече с гостями. Также, к своей радости, я узнал, что в составе делегации будет и почитаемый мною Расул Гамзатов. Когда в назначенный час российские посланцы прибыли, их с радостью и транспарантами в руках, на которых было написано «Хуш омадед, мехмонони азиз!» и «Добро пожаловать, дорогие гости!», встречало множество людей. Среди прибывших я сразу узнал Расула Гамзатова с его колоритной внешностью. Он оживлённо беседовал на ходу с Гулрухсор Сафиевой, не забывая при этом махать людям по обе стороны дороги и посылать им воздушные поцелуи.
Когда гости вошли в актовый зал Дворца культуры, Расул Гамзатов поднялся на сцену и с погрустневшим лицом предложил минутой молчания почтить память его друга, глашатая дружбы и братства народов, незабвенного Мирзо Турсунзаде, окончившего свой жизненный путь два года назад. По залу прошёлся гул благодарности и одобрения.
Как только выпала удобная минута, я подошёл к Расулу Гамзатову и сопровождавшей его жене Патимат. В руках у меня были двухтомник поэта, а также сборник избранных стихов под названием «Судите меня по законам любви». Мне очень хотелось взять автограф у любимого поэта и писателя, автора моей настольной книги «Мой Дагестан».
Когда я подошёл вплотную, представился и протянул книги, Расул Гамзатов, верный себе острослов, шутник и хохмач, спросил с иронией: «Ты их хоть читаешь?». «Листаю иногда, когда скучно», — в тон ему ответил я. Подумав, что я это говорю на полном серьёзе, Патимат с удивлением посмотрела на меня. «Большинство прекрасных стихотворений, — поспешно добавил я, чтобы развеять сомнения супруги великого поэта, — посвящены вам. Вы его муза, так же как Сабохат Низомиддиновна — устода Мирзо Турсунзаде. Вы счастливая женщина». «Да, Мирзо… Мы дружили семьями», — с грустью молвила она. «Это не столько Патимат, сколько мне повезло с женитьбой», — с хитрыми искорками в глазах вставил Расул Гамзатов и нежно погладил руку своей супруги.
С тех пор прошло много лет, но я часто вспоминаю о той нашей короткой встрече.
Спустя годы в Москве мне довелось участвовать в одном грандиозном мероприятии. На обратном пути я решил поехать в Дагестан, о чём давно мечтал. К слову, в Дербенте живёт сын моего покойного друга Хакимали Эшова. Первым делом я позвонил ему и только потом купил билет на самолёт. Как и договорились, Фируз встретил меня в аэропорту Махачкалы. Сын моего друга охотно показал мне город, его парки, скверы, достопримечательности. Я признался, что одна из моих главных целей поездки сюда — это знакомство с музеем Расула Гамзатова. Мы приехали к зданию Союза писателей Дагестана, где, оказывается, размещён музей великого сына древней дагестанской земли. Здесь нас тепло принял секретарь правления Союза писателей Максуд Зайналобидов. В ходе ознакомления с экспонатами музея пред моими глазами представал как живой образ поэта. Затем между нами, сотрудниками музея и Союза писателей возникла дружественная беседа.
М. Зайналобидов напомнил о громадных заслугах своего учителя Р. Гамзатова в развитии литературы и укреплении литературных связей, в том числе и с таджикскими коллегами, говорил о крепкой мужской дружбе Р. Гамзатова и М. Турсунзаде, даже вспоминал некоторые забавные эпизоды. Вот один из них.
Во время одной из совместных поездок поэтов в Иран Мирзо Турсунзаде стал переводчиком своего друга. Перед одной аудиторией Р. Гамзатов своё выступление с присущим ему юмором начал так: «Вы знаете, что Мирзо и герой, и лауреат, и депутат, а сколько у него наград… И раз такой человек является моим переводчиком, теперь представьте, кто такой я». Это всех развеселило, собравшиеся долго аплодировали.
Я тоже сказал в той беседе, что Расул Гамзатов и в Таджикистане по сей день пользуется большой популярностью. Книга «Мой Дагестан» в отличном переводе Абдулло Закирова на таджикский язык стала одной из самых читаемых. Рассказал я и том, что уже после смерти М. Турсунзаде Р. Гамзатов, приехав в Душанбе, тут же пришёл в его дом-музей, где не раз бывал при жизни своего друга, и сказал: «Мирзо, ты где? Это я, Расул. Почему не встречаешь меня?». Произнеся эти слова, Расул Гамзатов заплакал. Вместе с ним заплакали и сотрудники музея.
Также я продекламировал эти строки устода Турсунзаде:
Везде и всюду мы ищем друзей,
Мир да лад — они всех нужней.
Там же родилась одна хорошая идея. Она заключается в том, чтобы назвать одну из улиц города Душанбе именем Расула Гамзатова, а Махачкалы – именем Мирзо Турсунзаде, которому Указом Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона присвоено звание Героя Таджикистана. А ещё лучше там и здесь поставить им памятники, подобные памятнику М. Горькому и С. Айни, который установлен в сквере возле Союза писателей Таджикистана. Это было бы данью уважения памяти двух великих сынов двух великих народов.
Музаффариддин ДАДАБОЕВ,
председатель Совета ветеранов войны
и труда Шахринавского района
Записал литературный обозреватель НИАТ «Ховар» Мансур СУРУШ