Таджикистан впервые применил общепризнанную категорию «человек и гражданин»
ДУШАНБЕ, 06.11.2024 /НИАТ «Ховар»/. Принятая 6 ноября 1994 года Конституция Республики Таджикистан является по своему исконному назначению Конституцией правового государства. Накануне Дня Конституции Председатель Конституционного суда Республики Таджикистан Абдулхафиз Ашурзода рассказал, какие компоненты правовой государственности нашли своё отражение в Конституции Таджикистана.
«Конституция – это правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношений государства и гражданина. В этом определении отчетливо выделена юридическая сущность Конституции, которая проявляется, во-первых, в том, что её нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных актов. Во-вторых, законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке. Таким образом, можно рассматривать Конституцию как главный источник права и основу правовой системы, нормативно-юридического регулирования общественных отношений в стране», – отметил Абдулхафиз Ашурзода.
Конституция Республики Таджикистан принята в 1994 году с согласия народа Таджикистана, осознавшего себя частью мирового сообщества. Этим самым народ дал понять, что готов признать общечеловеческие ценности, жить по принципам и нормам права международного сообщества. В этом плане Конституция Таджикистана является новой вехой в процессе взаимопроникновения культур, основой расширения рамок цивилизации.
«В основу Конституции Республики Таджикистан положены международные стандарты в области прав и свобод человека. Так, международно-правовые акты, признанные республикой, являются составной частью правовой системы Таджикистана. Установлен приоритет международно-правовых актов над внутригосударственным законодательством. В статье 10 указывается, что «в случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов». Конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина относятся к числу несомненных достоинств Конституции Республики Таджикистан», — отметил собеседник.
По его мнению, она признаёт человека высшей ценностью, подчёркивает прирождённый и неотчуждаемый (естественный) характер его прав и свобод, указывает на антиэтатистскую природу (они лишь признаются государством) и индивидуальность, а также констатирует, что права и свободы — исходное правовое начало, смысл деятельности властных структур. Существенное значение имеет положение Конституции о том, что права и свободы являются непосредственно действующими. Это предполагает, что они более не нуждаются в принятии конкретизирующего акта и могут непосредственно составлять основу решения юридического дела. Помимо естественно-правовой конструкции, Республика Таджикистан впервые применила также общепризнанную категорию «человек и гражданин», чтобы подчеркнуть разный правовой статус личности в зависимости от принадлежности к государству или к гражданскому обществу.
Основные положения Конституции Республики Таджикистан, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, исходят из таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) и других соответствующих документов.
Таким образом, в целом нормы Конституции Республики Таджикистан, касающиеся прав и обязанностей граждан, воплощают в себе международные стандарты в этой области, приобщают всех нас к ценностям, принципам и нормам, выработанным мировой цивилизацией.
«Конституция Таджикистана является ядром системы законодательства государства. На базе Конституции, начиная с 1994 года, началось качественное обновление всей системы законодательства. За последние 30 лет принято 17 конституционных законов, 21 кодекс и более 400 законов, столько нормативных актов не было принято за весь период нахождения республики в составе Советского Союза. Такое масштабное правотворчество в Республике Таджикистан стало возможным благодаря огромному потенциалу Конституции. В обществе, где обеспечены единство, взаимопонимание, мир, стабильность, соблюдение законности, общественный и правовой порядок, никогда не будут нарушаться права и свободы человека», — сказал Председатель Конституционного суда Республики Таджикистан.
В целях защиты, обеспечения верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Таджикистан, защиты прав и свобод человека и гражданина, согласно Конституции Республики Таджикистан (1994 год), был учрежден независимый орган судебной власти — Конституционный суд Республики Таджикистан.
Учреждение Конституционного суда в Таджикистане тесно связано с первой Конституцией независимого Таджикистана, принятой 6 ноября 1994 года путём всенародного референдума. На её основе в ноябре 1995 года был принят конституционный Закон «О Конституционном суде Республики Таджикистан», избраны судьи Конституционного суда.
Конституционный суд в Таджикистане учрежден как специализированный орган конституционного контроля, который является независимым органом судебной власти и осуществляет свою деятельность в целях охраны и обеспечения верховенства и непосредственного действия норм Конституции, а также защиты прав и свобод человека и гражданина.
«Пройденный этап показал, что институт конституционного контроля отвечает целям и задачам нашего общества. В то же время опыт нашей работы показал, что в целях повышения эффективности деятельности нуждается в совершенствовании само наше законодательство о Конституционном суде. На основе изучения практики работы и законодательства, регламентирующего деятельность конституционных судов стран ближнего и дальнего зарубежья, всё то, что положительно зарекомендовало себя в других странах, учитывая особенности развития нашей государственности и состояние общества, в 2014 году в новой редакции был принят конституционный Закон Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан», который:
во-первых, существенно расширил круг вопросов, входящих в компетенцию Конституционного суда Таджикистана;
во-вторых, значительно расширил круг субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный суд;
в-третьих, существенно расширил их возможности по объектам обращений в Конституционный суд, то есть значительно расширил круг нормативно-правовых актов, по которым субъекты обращений теперь могут обратиться в Конституционный суд», — объяснил Абдулхафиз Ашурзода.
ФОТО: НИАТ «Ховар»