Итоги референдума в Таджикистане: люди голосовали за прогресс, мир и стабильность
Референдум, так же как и выборы, является одной из форм прямой демократии. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели. Разница между ними состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является человек, который избирается на какую-нибудь должность (президента, председателя, депутата и т.д.), а при референдуме объектом волеизъявления народа является не человек, а тот или иной вопрос (проект закона, поправка к Конституции, какая-либо проблема, касающаяся международных обязательств соответствующего государства или внутриполитическая проблема).
Казалось бы, элементарные вещи, но порою элементарно, к сожалению, они «забываются» теми, кому это нужно.
Дело в том, что происходящие в мире геополитические процессы в новом тысячелетии убеждают, что технологии выборов или референдумов давно трансформировались из средства выражения воли народа и внутреннего дела государств в эффективный инструмент воздействия зарубежных сил и манипуляции извне массовым сознанием.
Нечто похожее происходило на фоне недавнего всенародного референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан через средства массовой информации, социальные сети и созданные за рубежом агитационные группы, стимулировался рост протестных настроений среди населения. Проплаченные, ангажированные, обнадёженные оппозиционеры заранее начинали озвучивать политические заявления о «незаконности» референдума, «фальсификации» его итогов, публиковали подтасованные данные социологических опросов граждан на эту тему. Под этим предлогом перед референдумом, во время его проведения и после него различного рода оппозиционеры провели в странах Европы акции, призывая жителей Таджикистана выйти на митинги протеста. В данных мероприятиях приняли участие максимум 10-15 человек из числа тех, кто нарушал закон в Таджикистане и находится за пределами страны в бегах. Они пытаются выдать себя за глас народа, преподнести общественности и различным международным организациям, что в Таджикистане «незаконно преследуют их и членов их семей».
Но, как показало время, поведение указанных лиц вызывает лишь насмешку, недоверие и игнорирование со стороны иностранных государств и международных правозащитных организаций. Вся их антиконституционная деятельность и суета направлены на то, чтобы оправдать своё многолетнее безделье, политическую, правовую и социальную несостоятельность. На протяжении десятилетий они не занимались реальной трудовой деятельностью и общественно полезным трудом, жили на подачки зарубежных спонсоров, лоббируя их интересы в Таджикистане.
Последние призывы оппозиции, как мы уже отметили, были направлены на бойкотирование референдума. Создаётся впечатление, что рядовые демонстранты искренне уверены, что борются за правое дело, за демократию и справедливость. А манипулирующие ими оппозиционные лидеры находятся в предвкушении ожидаемого им прихода к власти и улучшения личного благосостояния. Тем временем, реальные зарубежные «режиссеры», использующие и тех, и других, ищут пути по установлению контроля над страной, ее национальными ресурсами, внешней политикой и т.д.
Наблюдая сейчас за трагическими последствиями подобных интриг в ряде стран постсоветского пространства, вылившихся в «цветные революции», хаос и окончательное обнищание народа, невольно с облегчением воспринимаешь мысль о том, что референдум в Таджикистане прошел прозаически просто и не нарушал ход поступательного развития таджикского общества. Хотя, возможно, это и не доставит удовольствия отдельным группам западных наблюдателей, внутренним и внешним политическим провокаторам, но вот народ и таджикская государственность выиграли многое. Прежде всего, сохранился резерв времени для того, чтобы завершить реализацию стратегических национальных планов и проектов по выводу страны из коммуникационного тупика, обеспечению энергетической независимости и продовольственной безопасности, наращиванию промышленного потенциала, сохранению стабильности в обществе и, как следствие, повышению материального благосостояния и социальной защищенности населения страны.
В государствах Центральной Азии восприятие политических процессов населением имеет свою специфику. Как правило, большинство избирателей довольно слабо ориентируется в политических программах, чем и пользуются деструктивные силы. Основное значение здесь имеет эмоционально — персонифицированное восприятие, связанное с личной симпатией и отношением народа к своему лидеру и практической его деятельности.
В этом плане 94,5% населения РТ, отдавшие голоса за поправки и изменения в Конституцию страны, дают понять, что народ Таджикистана практически полностью поддерживает дополнения к статье 65, части 5-ой, а также к статье по сокращению возрастного ценза кандидатов на пост президента, руководителей судов и других государственных организаций на пять лет – с 35 до 30 лет. Указанные изменения особенно беспокоят оппозиционные элементы. Их берёт зависть, что Лидером нации является Эмомали Рахмон, имеющий исторические заслуги перед нацией.
Кстати, о зависти. Даже с религиозной точки зрения зависть — один из великих грехов, который делает человека несчастным. Она просто угнетает душу. Следом за завистью шествует гордыня, злость, гнев, недовольство, болезненный эгоизм.
Завистников терзает то, что Эмомали Рахмон ныне является одним из ярких политиков и глав государств в мире. А это неспроста. Заслужить мировое признание и любовь народа — самое сложное дело в политике, такое удается не многим.
Как пишет один из экспертов, Эмомали Рахмон «впервые пришел к власти в Таджикистане в период, когда само существование таджикского государства было под большим вопросом, государственного бюджета в общепринятом его понимании практически не существовало, бушевала гражданская война, реальная власть была распределена между полевыми командирами обеих противоборствующих сторон. Сейчас об этом многие уже забыли, и мало кто задумывается над тем, чего стоило Эмомали Рахмону вытянуть страну и народ из бездны, добиться национального согласия, стабильного экономического развития и международного признания».
Современный Таджикистан в кратчайшие сроки преодолел колоссальный разрыв в развитии, обусловленный многолетней гражданской войной, и сегодня разительно отличается от Таджикистана конца 90-х годов прошлого века. На протяжении более двадцати лет выверенный политический курс Главы государства позволяет обеспечивать поступательные темпы экономического роста и социального благополучия в стране. Политики высокого уровня и все голосующие понимают, что лидер, который смог преодолеть все эти препятствия и сохранить для своего народа Родину, обладает как минимум феноменальными личными качествами, позволяющими ему и в новых условиях геополитических игр владеть ситуацией и принимать верные решения. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в каждом своем послании и обращении к народу страны говорит о необходимости поддержки и привлечения молодых кадров и специалистов к развитию всех отраслей страны в соответствии с Национальной стратегией государственной молодежной политики в Республике Таджикистан до 2020 года.
Всё это определяет сущность и закономерность результатов состоявшегося референдума, в котором приняли участие 92% избирателей. В нем приняли участие и наше граждане, временно находящиеся за пределами страны — в 29 государствах мира при посольствах и консульствах Республики Таджикистан были образованы 36 участков по проведению референдума. За изменения и дополнения в Конституцию страны проголосовало 94,5% или 3 миллиона 814 тыс. 477 граждан. Следовательно, подавляющее большинство населения поддержало проведение референдума, внесенные поправки и изменения в Конституцию, поддержало в целом проводимую Правительством Таджикистана политику.
По поводу внешних атрибутов, связанных с оценкой процедуры голосования, особой интриги не было изначально. В Центризбиркоме Таджикистана прошли аккредитацию более 120 международных наблюдателей (СНГ, Межпарламентской Ассамблеи СНГ, ШОС, отдельных государств и международных организаций). Кроме того, впервые мониторинг за ходом референдума вели свыше 7,5 тысяч местных наблюдателей (от политических партий, Союза молодежи Таджикистана, Федерации независимых профсоюзов). Также были аккредитованы 380 представителей зарубежных и отечественных СМИ. В частности, в ходе брифинга для журналистов, состоявшегося 23 мая в Душанбе, Миссией наблюдателей от ШОС, которую возглавлял заместитель Генерального секретаря ШОС Ван Кайвень, было заявлено следующее: «Референдум состоялся в соответствии с Конституционным законом «О референдуме Республики Таджикистан» и принятыми государством международными обязательствами. Миссия признает прошедший Референдум открытым, свободным и легитимным. Нарушений норм национального избирательного законодательства Миссией не отмечено».
Стоит отметить, что за более 225 лет в Конституцию США, являющуюся самым стабильным законом мира, с 1791 года по 1992 год 18 раз были внесены поправки и изменения, а за 25 лет в Конституцию Республики Таджикистан недавно внесли изменения и поправки в третий раз.
Происходящие в мире геополитические процессы в новом тысячелетии (гражданские конфликты, войны, кровопролития, разруха, хаос, обнищание людей, напряженные отношения с соседями, межэтнические и межрелигиозные распри) побуждают граждан Таджикистана голосовать на выборах и референдумах за ту жизнь, которая гарантирует мир и стабильность, обеспечивает прогресс и процветание. Так что, правильный выбор сделан большинством населения страны. Итоги состоявшегося голосования – наглядное тому подтверждение.
Саидали Сиддик,
Собирджон Самадов