О КОРОНАВИРУСЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ И НЕ ТОЛЬКО. Размышления врача, доктора медицинских наук, профессора, видного государственного и общественного деятеля Джумабоя Сангинова
ДУШАНБЕ, 31.07.2020 /НИАТ «Ховар»/. Несмотря на частые выпады из-за рубежа недоброжелателей в адрес Правительства нашей страны, Таджикистан достиг заметных успехов на пути предотвращения распространения коронавируса. Сегодня, 31 июля, ООН выпустила ежемесячный доклад по ситуации с коронавирусом в Таджикистане. Документ охватывает период с 6 по 23 июля 2020 года. В докладе особо отмечаются принимаемые Таджикистаном меры по предотвращению распространения коронавируса: масочный режим, требования к соблюдению социальной дистанции, запрет на массовые мероприятия, ограничение транспортного сообщения с другими странами.
«Основную роль в консолидации усилий по борьбе с пандемией в Таджикистане сыграло ответственное поведение граждан, адекватное взаимодействие власти и населения на фоне высокого доверия народа к стратегию, определенной Президентом Республики Таджикистан», — пишет в свой статье, предложенной сегодня НИАТ «Ховар», видный общественный и государственный деятель, доктор медицинских наук, профессор Джумабой САНГИНОВ.
Мотивацией к написанию данной статьи послужила прежде всего перенесенной мною тяжелая форма коронавирусной инфекции и появившиеся вокруг этой проблемы разные интерпретации его появления, распространения, оценка мер государственного характера, дееспособность системы здравоохранения стран и провокационные вбросы из-за рубежа, которые меня врача, организатора здравоохранения и педагога не оставили равнодушным.
Последовательная хронология пандемии
Первый случай заражения произошло 1.12.2019г. в китайской провинции Ухань, а первый случай заболевания в Европе зафиксирован 4.02.2020г. К 10 марту масштаб эпидемии охватил 14 стран мира, были заражены коронавирусной инфекцией 118 тыс. человек, зарегистрированы более 4 тыс. случаев смерти и ВОЗ объявил 11.03.2020г. пандемию COVID-19, призывая все страны к противодействию неизвестной до этой поры болезни.
Угроза пандемии неизвестного коронавируса, памятуя о последствиях прошлых эпидемий XX века (испанский грипп, 1918-1919г.г., 500 млн заболевших и 39,1 млн умерших; атипичная пневмония, 2002-2003 г.г., 8096 заболевших и 774 умерших с летальностью соответственно 7,83% и 9,56%; ближневосточный острый респираторный синдром, 2012-2015г.г., 2494 заболевших и 858 умерших с летальностью — 34,4%) требовали от государств принятия безотлагательных эффективных мер с учетом реальных экономических возможностей и зрелостью существующей системы здравоохранения. Предпринимаемая стратегия борьбы государственных структур включала два варианта борьбы: стандартный, антиэпидемический, направленная на опережающую стратегию, которую избрали большинство стран с развитой экономикой; шведско-белорусский вариант, предусматривающий мягкий пакет ограничительных мер, ориентированный на возможно сформировавшийся коллективный (популяционный) иммунитет.
Аналитики и специалисты условно динамику распространения коронавирусной инфекции делят на китайский период (декабрь 2019-январь 2020) и европейский (с 20 февраля 2020г). Если китайский период был достаточно эффективным и за короткие сроки был деморализован, то европейский период нанес социально – экономическому положению стран серьезный удар, вызвавший кризис, из которого страны Европы начали выходить только со середины июня. В отдельных странах зафиксирована вторая волна инфекции и в силу множеств факторов прогнозировать развитие ситуации не представляется возможным.
Таджикистан и пандемия COVID-19
Пандемия коронавируса оказала значительные влияние на социально – экономические и политические процессы в Центральной Азии. Естественно, каждая страна региона с учетом степени угрозы охвата эпидемией достаточно интенсивно предпринимала меры по предотвращению распространения (или ограничение распространения) коронавирусной инфекции на своих территориях. Руководство Таджикистана, исходя из реальной эпидемиологической ситуации в стране, в феврале 2020 года создало Республиканский штаб по противодействию распространению коронавирусной инфекции. Массовую работу по информированию населения о методах защиты от заражения начали проводить силами медработников с февраля 2020 года и были введены ряд ограничительных мер, связанные с массовыми мероприятиями с начала марта.
Коронавирусная инфекция в Таджикистане распространилась позже, чем в других стран региона. Это связано, в частности, с такими факторами, как небольшая населенность городов и их уровнем глобализации. Тем не менее, с учетом скорости распространения болезни в мире координированными решениями Республиканского штаба были усилены санитарный, карантинный и миграционный контроль во всех пограничных пунктах, на всех КПП созданы медицинские и карантинные пункты. Минздравом предпринимались меры по созданию в условиях резкого ограничения авиасообщений с другими странами запасов лекарств и санитарно – гигиенических средств. Были определены и проведены в готовность ряд медицинских учреждений в регионах и в столице республики для принятия лиц, подозрительных на инфекцию и изоляции контактных. С 20 марта полностью прекратились международные авиасообщения, началось адресное тестирование лиц с подозрением на коронавирус. К 30 апрелю в стране выявлено было 15 случаев заражения коронавирусом и официально был признан наличие коронавируса в стране. В тот же день на заседании Правительства страны Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном были даны решительные указания и поручения по усилению борьбы с коронавирусной инфекцией, особенно по соблюдению повсеместно санитарно – гигиенических правил, дезинфекции улиц, проведению разъяснительных работ среди населения. В последующем были объявлены летние каникулы для студентов вузов, приостановлены занятия в школах, был введен запрет на общественные намазы в мечетях и т.д. С ростом заболеваемости основные усилия были направлены на выявление больных, их диагностику и лечение, изоляция контактных и интенсивную санитарно – просветительную работу.
Позиция Главы государства
Таджикистан в своей стратегии борьбы с коронавирусной инфекции принял пакет минимальных ограничений, ближе к шведско – белорусской модели, который позволил одновременно проводить санитарно – гигиенические и медицинские меры в условиях непрекращающейся работы основных структур аграрно – индустриального сектора. Это вызвало и тогда, и сейчас немотивированную, политически ангажированную реакцию в отдельных кругах «сыновей» и «друзей» Таджикистана, особенно за рубежом. На мой взгляд, данная позиция для нашей страны была оптимальной и мудрой, она позволила в определенной степени предотвратить распространение инфекции и панику, которая достаточно мобильна в свете «восточной популяции», удержать падение экономики и, что особенно важно, дала возможность функционировать аграрному и производственному сектору. Достаточно отметить, что по данным официальной статистики, за 6 месяцев 2020 года ВВП страны вырос на 3,5% (2019-7,5%), в то время, когда МВФ прогнозировал спад экономики республики до 2% к концу года. В этих условиях сектор промышленности обеспечил прирост на 9,2%, аграрный сектор – на 8,2%.
Более того, в отличие от многих глав государств, Президент Таджикистана в этот период на личном примере, побывав во всех регионах страны, значительно рассеял появившуюся панику среди населения. На этом фоне, к большому сожалению, и по сей день продолжаются выпади наших противников, связанные с празднованием Навруза в Согдийской области. Я по собственной инициативе участвовал на этом грандиозном празднике, видел радость людей и их оптимизм. Представить трудно, как можно было отменить мероприятие, к которому готовились заблаговременно, а самое главное — когда еще не было зарегистрировано случаев заражения коронавирусом. В этих условиях критика, призывы и разного рода провокационные интерпретации и оценка проводимых мер из-за рубежа, безусловно имели целью посеять панику и раздор среди населения, нивелировать усилия властей в борьбе против коронавируса.
И время подтвердило правильность принятого решения.
К сожалению, многие, даже умудрённые жизненным опытом, при оценке ситуации с коронавирусом и эффективности проводимых мер опираются на дилетантские и ненаучные выводы. Безусловно, на первых этапах подготовки и реализации поручений, данных Главой государства, имели место нерасторопность и отсутствие должной тактики со стороны отдельных структур. В плане эффективности усилий в пике заболеваемости в республике хотел бы остановиться на один показатель. Сегодня убедительно доказано, что одним из показателей эффективности борьбы с коронавирусом на стадии эпидемии является сроки снижения ежедневного темпа прироста инфекции в стране после «взрыва». Так, этот срок в пике эпидемии пройден в Иране на 13-й день, в Саудовской Аравии — на 21 день, в Аргентине — на 26 день, в России — на 56 день. В Таджикистане пик эпидемии начался 13 мая (103 больных, достигая потом 211 больных), а «сгибание кривой» или снижение прироста начался 30 мая, т.е. на 17-й день нам удалось снизить ежедневный темп прироста данной болезни, что свидетельствует об эффективной координации усилий.
В нашей стране сформулирована необъяснимая политическая культура в определенных кругах. Речь идет о том, что, обнаруживая какие-то недостатки в повседневной жизни, нередко отдельные лица свои претензии направляют к Президенту страны, главе Правительства, хотя эту безответственность допускает исполнитель 3-4 уровня. В этой связи хотел бы поделиться следующей. В США живет и работает мой ученик, который постоянно сообщает о ситуации с коронавирусом, которая приобретает в этой стране неуправляемый характер. Так, его сосед, афроамериканец, с коронавирусной пневмонии попал в больницу, пролежав 2 недели, выписан с улучшением. Вслед госпиталь предъявил счет оплаты за медицинские услуги в размере 400 тыс. долларов, получив который бывший пациент через несколько часов скончался от инсульта. Сейчас родственники судятся с данным госпиталем и это вполне нормально.
Некоторым нашим «друзьям» дай только такой факт, так во всех грехах они будут обвинять верховную власть, как они делают из человеческой трагедии сенсации типа «в Таджикистане умерли от коронавируса 6 генералов, поэты, врачи» и т.д.
Медицинские аспекты
Пандемия коронавирусной инфекции, организация мер по предотвращению ее распространения во многих странах показали цену действующей системы здравоохранения. Раннее неизвестная вирусная инфекция своим «поведением» застал врасплох, прежде всего, развитые страны, их систему здравоохранения. На данном этапе невозможно объяснить точно причины высокого уровня заболеваемости и смертности в развитых странах Европы, в США, России или Иране. Надо признать, что, несмотря на опережающие решения Республиканского штаба, Министерство здравоохранения и соцзащиты населения РТ, его структуры по причине борьбы с еще неизвестной инфекции не смогли на должном уровне обеспечить своевременную подготовку системы к высокой агрессии коронавируса. Незнание патогенеза заболевания, генетического кода, закономерности развития и отсутствие протоколов диагностики и лечения на начальном этапе значительно затруднили работу медперсонала страны. Сказывалась и трудности с технологическими, гигиеническими и защитными средствами. Тем не менее, медики последовательно познали особенности поведения данной инфекции и оказывали в труднейших условиях необходимую медицинскую помощь. В целом мои коллеги с честью и квалифицированно исполнили свой долг в столь тяжелое время жизни нашего народа.
Важными критериями оценки динамики борьбы и ее эффективности являются такие показатели как число и рост заболеваемости, летальность и смертность от этой болезни. В день подготовки данного материала общее число больных по республике достиг 7235 с ежедневным приростом 40-50 больных, умерших 60, летальность составляет 0,82%. При сравнительном анализе со странами региона выяснилось, что уровень заболеваемости в нашей стране является самым низким, уровень летальности сопоставим с другими странами (Узбекистан – 0,49%, Казахстан – 0,7%, Киргизия – 3,9%), тогда как в развитых странах летальность колеблется от 2,5% (Турция) до 15,4% (Великобритания). Уместно отметить, что многие исследователи допускают некоторое неучтенное количество заболевших и умерших в силу ряда объективных обстоятельств. Учитывая спекуляции вокруг статистических показателей, ВОЗ и ЮНИСЕФ настоятельно рекомендуют использовать только данные официальных источников.
В плане прогнозировании ситуации с коронавирусом важным моментом является изучение вопросов механизма развития болезни до конца, длительность ответного иммунитета, создания вакцины и возможности формирования коллективного (популяционного) иммунитета. Многие научные публикации американских, немецких, британских и китайских ученых дают предварительные ответы на эти вопросы:
- На сегодняшний день обнаружены не менее шести тысяч разновидностей коронавируса и что особенно озадачивает нас, медиков, скорость роста эволюции доходит до 100 вариантов ежедневно. Это значительно осложняет выработки протоколов лечения и прогноза заболевания.
- Установлено, что надежда на формирование коллективного иммунитета сомнительна, хотя российские ученые говорят об уровне 26%, казахские — 23%. В Южной Корее 12 июля с. г. официально объявили о невозможности формирования коллективного иммунитета, исследовав 3053 человек. Такую позицию разделяют также британцы и немцы.
- По данным вышеназванных источников, длительность ответного иммунитета у переболевших составляет 3-3,5 месяцев. При этом ответный иммунитет формируется у 60-70% переболевших, который к концу 3 месяца остается лишь у 17%.
- Вышеизложенное заставляет скептически относиться к ожидаемому процессу разработки вакцин, которая ориентирована на «естественный иммунитет» коронавируса. Для продления сроков активного иммунитета необходимо вмешательства в генетический код вируса.
Вместо заключения
Возникшая в конце 2019 года в Китае и распространившаяся к весне 2020 года практически по всему миру вспышка коронавируса COVID-19 стала испытанием на прочность политических, экономических и социальных (прежде всего в здравоохранении) систем всех стран, в том числе и Таджикистана. Надо отметить, что в период пандемии в современном мире власти 3 стран (Швеция, Беларусь и Таджикистан) определили собственную государственную политику борьбы с коронавирусом, отличившуюся от действий других стран — не ввели жесткий карантин и иные существенные ограничения по перемещению граждан, при этом настоятельно рекомендуя соблюдение мер профилактики. Если главным идеологом этой политики в Швеции был главный эпидемиолог страны Андерс Тегнелл (ставший самым популярным лицом), то в Таджикистане автором и воплотителем данной политики стал Президент страны, Лидер нации уважаемый Эмомали Рахмон.
Данная проблема показала слабость глобальных институтов и ответственность национальных структур. На начальном этапе большинство стран показало недостаточную готовность к предотвращению этого глобального кризиса. Выяснилось, что профессионализм и ответственность на всех уровнях в условиях реального кризиса значат больше, чем идеологическая составляющая. Тем не менее, население страны, благодаря правильной стратегии борьбы, определенной Президентом и Правительством, не поддалась паническому страху, в основном соблюдая триаду правил (личная гигиена, ношение масок, социальная дистанция) предотвращения инфекции, система здравоохранения быстро адаптировалась к неизвестной тактике борьбы и к сегодняшнему дню нам удалось снизить напряжение эпидемии и на удивление многих обеспечить стабильную эпидситуацию в стране. Мы понимаем, что «ожидания» наших противников не сбылись и они не сбудутся, потому что это воля нашего народа.
Предварительные выводы, сделанные учеными многих ведущих центров мира, указывают, что прогнозировать развитие ситуации в будущем не представляется возможным. Но необходимо быть готовым к любой сценарии развития этой инфекции. Одно ясно, что нам придется считаться с тем, что существование вместе с коронавирусом в будущем — это новая культура общественной жизни и в обществе должна быть гармония между противоэпидемическими мерами и ценностями повседневной жизни. Тактические задачи по обустройству жизни не изменились, только они будут реализованы в более напряженных реалиях, связанных с восстановлением ситуации в здравоохранении и сглаживанием экономических последствий пандемии.
Таким образом, основную роль в консолидации усилий по борьбе с пандемией в Таджикистане сыграло ответственное поведение граждан, адекватное взаимодействие власти и населения на фоне высокого доверия народа к стратегию, определенной Президентом Республики Таджикистан.
Джумабой САНГИНОВ,
доктор медицинских наук, профессор
ДОСЬЕ НИАТ «ХОВАР»:
САНГИНОВ Джумабой Рахматович родился 22 февраля 1952 года в Матчинском районе Согдийской области и вырос в многодетной семье. Отец его был учителем начальных классов, мама воспитала 9 детей.
В 1974 году окончил Таджикский мединститут, врач-хирург, доктор медицинских наук, профессор.
В 32 года начал карьеру в системе здравоохранения. Работал в различных должностях в системе здравоохранения от первичного звена до министерства. Был начальником Управления здравоохранения города Душанбе.
С 2000 по 2011 год являлся депутатом Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ. С 2002 года — Председателем фракции НДПТ в парламенте.
С 2011 по 2015 год (до выхода на пенсию) работал первым заместителем Председателя Согдийской области.
Является автором более 20 законопроектов и десятков книг и статьей.
Член Межправительственной комиссии по делимитации и демаркации госграницы Таджикистана в 2010-2015 г.г.
Профессор кафедры онкологии ТГМУ им. Абуали ибн Сино. Заслуженный работник здравоохранения РТ
Отец 3 детей, воспитывает 8 внуков.