«ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА – ПУТЬ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ. На полях Выступления Лидера нации Эмомали Рахмона на пленарном заседании 72-й сессии Генассамблеи ООН

Сентябрь 20, 2017 12:19

На очередном заседании 72-й сессии Генассамблеи ООН  19 сентября 2017 года Глава государства Эмомали Рахмон затронул важную тему экологической экономики. Он сказал: «На наш взгляд, на нынешнем этапе одним из путей достижения целей Парижского соглашения является развёртывание «зелёной» экономики и эффективное использование возобновляемых источников энергии.  В этом контексте мы подчеркиваем нашу приверженность глобальным инициативам  — «Устойчивая энергия для всех» и Международное десятилетие «Устойчивая энергия на период до 2024 года»».

Цель экологической экономики – обеспечить сбалансированное развитие человеческого общества, то есть такое развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешнего поколения не ставит под угрозу удовлетворение потребностей всех последующих поколений. Это говорит о том, что пришло время, когда человек должен заботиться не только о себе, но и о земле, и об окружающей среде в целом.

 Отрасли, создающие и увеличивающие природный капитал земли или уменьшающие экологические угрозы и риски, называются «зелёной» экономикой,  которая  на  протяжении последних 20  лет  находится в центре внимания Правительства нашей страны. Если традиционная экономика совмещает труд, технологии и ресурсы, чтобы производить товары конечного пользования и отходы, то «зелёная» экономика должна возвращать отходы обратно в производственный цикл, нанося минимальный вред природе.

Чтобы узнать о состоянии и перспективах «зелёной» экономики в Республике Таджикистан, мы обратились к эксперту – заведующему лабораторией водных ресурсов и гидрофизических процессов Института водных проблем, гидроэнергетики и экологии Академии наук Республики Таджикистан Ибрагиму САИДОВУ.

По мнению эксперта, инвестирование  всего 10%  ВВП  в  10  ключевых секторов Таджикистана может безболезненно инициировать  переход  к  низкоуглеродной, ресурсоэффективной экономике. То есть, переход к «зеленой» экономике может быть обеспечен ежегодным вложением в 2017-2050 годах 2-3% ВВП (примерно 0,1 млрд долларов при нынешнем ВВП) в такие  ключевые сектора, как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, рыболовство, лесное хозяйство, промышленность,  туризм, транспорт, утилизация и переработка  отходов  и  управление  водными ресурсами. Эти инвестиции должны быть поддержаны реформированием национальной и международной политики.

«Озеленение экономики на фоне ведущей отрасли Таджикистана – сельского хозяйства, где проживает более 70%  населения, растёт  и обеспечивает более высокий рост ВВП и ВВП на душу населения.  Проведенное при подготовке доклада моделирование показало,  что  сценарий «зеленых» инвестиций в основном в экологически чистое сельское хозяйство и гидроэнергетику обеспечит в течение 5-10 лет более высокие годовые темпы роста, чем инвестиции в обычное развитие. И этот экономический рост не будет иметь негативных  последствий  для  окружающей среды: ожидается, что отношение выбросов к  биологической емкости, составляющее на мировом уровне сегодня 1,5, снизится к 2050 году до 1,2, значительно приблизившись к 1 — уровню, соответствующему устойчивому развитию,  в  то время как в сценарии  обычного развития оно  может превысить 2» — отметил Ибрагим Саидов.

Считается, что мировая потребность в энергии сначала несколько  увеличится,  но  к 2050 году вернется к нынешнему уровню, т. е. будет на 40% меньше, чем в сценарии обычного развития, благодаря  существенному повышению энергоэффективности. Ожидается, что сценарий «зеленых» инвестиций сократит к 2050 году связанные с энергетикой выбросы CO2 по сравнению с их нынешним уровнем на  треть. Концентрация этих выбросов в атмосфере к 2050 году станет  меньше 450 частей на миллион – т. е. уровня, необходимого для  того, чтобы у человечества появилась возможность ограничить  глобальное  потепление  двумя  градусами Цельсия.

08_green-economy

На вопрос, на какие сферы развития экономики следует обращать больше внимания, эксперт ответил, что четверть необходимых «зеленых» инвестиций (0,5% ВВП) следует направить в сектора,  наиболее зависимые  от  обеспеченности  природным  капиталом —  в  сельское, водное, лесное и рыбное хозяйство. В соответствии с государственной политикой, добавленная стоимость в лесное хозяйство увеличится  к 2050  году  по  сравнению  со  сценарием обычного  развития  примерно  на 20%.  Ежегодные  инвестиции  в «зеленое» сельское хозяйство в размере 100-150 млн долларов позволили  бы повысить  качество  почвы  и  мировую  урожайность основных культур на 10% по сравнению с показателями, которые были бы  достигнуты  в  сценарии  обычного  развития.  Повышение ресурсоэффективности в сельском хозяйстве, промышленности и муниципальном секторе сократило бы к 2050 году потребность в воде на 20% по сравнению с прогнозами, основанными на  наблюдаемых  в настоящее  время  тенденциях,  что  уменьшило  бы  потребление подземных и поверхностных  вод  как  в  краткосрочной,  так  и  в долгосрочной перспективе.

«Озеленение» экономики позволит искоренить проблему бедности. Между искоренением  бедности  и  рациональным  управлением  природными ресурсами и экосистемами существует прямая взаимосвязь, поскольку бедные  слои  населения  напрямую  выигрывают от увеличения природного  капитала. Эффективное  управление  этими  системами имеет  особое  значение  для  стран  с  низкими  доходами,  где экосистемные  товары  и  услуги —  важный  источник средств существования бедных сельских общин и их  страховка на случай стихийных бедствий и экономических потрясений», — констатировал Ибрагим Саидов.

По словам эксперта, в цели по озеленению экономики Таджикистана входят:

— изменение существующих неблагоприятных инвестиционных условий и системы стимулирования, а также создание в Таджикистане общего благоприятного климата для развития и использования гидроэнергетики, биомассы, геотермальной и других видов возобновляемой энергии для применения в системах энергоснабжения за счет финансовой, методологической, информационной и институциональной поддержки;

— увеличение доступа к финансированию для инвестиций в возобновляемую энергетику, предприятий и посредников через учреждение финансовой организации с долгосрочным периодом деятельности, которая смогла бы обеспечить льготные займы и условные гранты для компаний, реализующих проекты по развитию возобновляемых источников энергии;

— стимулирование инноваций и укрепления рынка в области технологий возобновляемых источников энергии в Таджикистане через поддержку в виде грантов, предоставляемых разработчикам, производителям и покупателям передового технологического оборудования в области использования возобновляемых источников энергии;

— оказание помощи в вопросе преодоления бедности в некоторых районах, в значительной степени определяемой слабостью местной экономики и отсутствием возможности оплачивать стоимость энергии из-за высоких цен на ископаемые виды топлива, что, в свою очередь, связано с транспортировкой топлива на большие расстояния в районы, удаленные от распределительных сетей. Такая помощь будет оказываться через поддержку освоения местных энергетических ресурсов на основе широкого вовлечения заинтересованных сторон с целью обеспечения широкого воздействия на развитие.

«При переходе к «зелёной» экономике будет создано столько новых рабочих  мест,  что  со  временем  это  компенсирует  сокращение рабочих  мест  в «коричневой»  экономике.  Особенно  это касается сельского  и гидроэнергетики,  жилищно-коммунального  хозяйства, лесного хозяйства и транспорта. Однако в секторах,  капитал  которых весьма  истощён,  например,  в  рыбном  хозяйстве, «озеленение» потребует временного снижения занятости и доходов в краткосрочной и среднесрочной перспективе в целях пополнения природных запасов и предотвращения необратимого падения  занятости  и  доходов.  В  этих секторах  также могут потребоваться инвестиции  в переквалификацию и переобучение рабочей силы», — добавил собеседник.

Крайне  важно,  чтобы  государственные  инвестиции  и  расходы, стимулирующие «озеленение»  секторов  экономики,  стали приоритетными. Реформирование системы предоставления дорогостоящих  и  вредных  для  окружающей  среды  субсидий  создаст новые  возможности  и  освободит  ресурсы  для  перехода  к «зелёной» экономике.

На мировом уровне, как известно, общая сумма субсидий на  производство  и  потребление  ископаемого топлива превысила в 2008 году 650 млрд долларов, и столь крупные расходы на  эти  цели  отнюдь  не  способствуют  переходу  к  возобновляемым источникам энергии.

Большое  значение  имеет  и  использование  для  стимулирования «зеленых»  инвестиций  и  инноваций  таких  инструментов,  как  система налогообложения ресурсов и энергосбережения, поощрения и разрешения с правом продажи, а также инвестирование  в  целях  повышения  профессиональной компетентности  кадров,  обучения  и  образования. Другой важный фактор — укрепление  международного  руководства  и  механизмов содействия  переходу  к  «зелёной»  экономике.  Переход  к «зелёной»  экономике  требует  крупных  инвестиций,  но эта  сумма  на  порядок  меньше  суммы  среднегодовых мировых инвестиций, которую вполне можно привлечь при условии  реализации  продуманной  государственной  политики и использования инновационных механизмов финансирования. Быстрый рост  рынков  капитала,  все  больший  интерес  рынка  к «зелёным» инициативам  и  эволюция  альтернативных  инструментов,  таких,  как торговля,  выбросами  парниковых  газов  и  микрофинансирование, создают  возможности  для крупномасштабного финансирования перевода мировой экономики на «зелёные» рельсы. Однако эти суммы все равно  очень малы  по  сравнению  с  требуемыми,  и  существующий объем инвестиций настоятельно необходимо увеличить.

Республика Таджикистан обладает огромными, неисчерпаемыми запасами дешёвой и экологически чистой гидроэнергии рек. Ресурсы гидроэнергетики Таджикистана просто уникальны, годовые ресурсы в республике такие же, как объем вырабатываемой сегодня электроэнергии всеми электростанциями всех стран Центральной Азии, и гидравлическими, и тепловыми.

Ветроэнергетика в Таджикистане не имеет серьезных перспектив. Да к тому же и весь мировой опыт показывает, что промышленное применение её слишком сложно и дорого. Солнечная энергия может использоваться только для бытовых нужд.

Hb2AQBvpXb65bm5u16007KyXvHa5ND

Атомная энергетика в чисто техническом плане могла бы иметь место в Таджикистане, где имеются достаточные запасы урана, но реально её развитие в ближайший период проблематично из-за высокой сейсмичности района.

Таким образом, ясно, что у Таджикистана нет никакой другой альтернативы в энергетике, кроме экологически чистых гидроэнергоресурсов. Но при этом запасы их огромны и сегодня используются только на 5%.

О перспективе развития «зеленой» экономики в РТ Ибрагим Саидов отметил, что  в  краткосрочной  перспективе «зелёная» экономика может  обеспечить  такие  же,  если  не  более  высокие,  рост  и занятость,  как «коричневая»,  а  в  средней  и  долгосрочной перспективе она обгонит «коричневую» и к тому же даст намного больше  преимуществ  в  плане  охраны  окружающей  среды  и уменьшения  социального  неравенства.  В  то  же  время  переход  к «зелёной»  экономике  будет  сопряжён  с  определёнными  рисками  и проблемами —  начиная  от  проблем «озеленения»  традиционно «коричневых»  секторов  и  кончая  необходимостью  удовлетворять быстро меняющиеся потребности рынка при ограниченных выбросах в атмосферу.  Поэтому  мировые  лидеры,  гражданское  общество  и ведущие  компании  обязаны  все  вместе  переосмыслить  и  заново определить  традиционные  показатели  богатства,  процветания  и благосостояния. Ведь самая серьёзная опасность, подстерегающая мир сегодня, —  это,  несомненно,  опасность  того,  что  все  останется  без изменений.

По данным эксперта, в пользу этого свидетельствуют следующие факторы:

  1. Направление инвестиций на развитие ресурсоэффективной и экологически чистой промышленности, достижение устойчивой энергобезопасности, создание новой промышленной инфраструктуры с низким уровнем выбросов и обеспечение  охраны  окружающей  среды  имеет  высокий  потенциал  занятости.
  2. Инвестиции должны направляться не в старые загрязняющие отрасли краткосрочной экономики вчерашнего дня, а в новые «зелёные» отрасли экономики, которые займутся решением насущных проблем. Сфера образования не только должна активно проводить «зелёные» фундаментальные и прикладные исследования, но и обеспечивать массовую подготовку и переподготовку специалистов «зелёных» профессий. Особенно востребованным окажется экономическое  образование  и  переобучение,  ведь «зелёные» программы развития, «зелёные» инвестиции, экоинновации,  «зелёные» основы кредитования, «зелёный» бухучет, «зелёный» маркетинг, новые принципы налогообложения и финансирования – это то, с чем будет вынужденно сталкиваться современный специалист на протяжении своей деятельности.
  3. Для людей  со  средней  квалификацией  ремонтно-восстановительные работы традиционных водопроводных систем – ещё один источник создания рабочих мест. Аналогичным образом инвестиции в устойчивое ведение лесного хозяйства могут позволить создать десятки  миллионов новых  рабочих мест.
  4. Огромны перспективы развития экологического туризма.
  5. Строительная сфера  нового  поколения  способна  вместить  миллионы людей.  Строятся  первые  экогорода,  спроектированные  так,  чтобы  создать комфортные условия проживания и сократить вредное воздействие на природу. Но  и  в  традиционных  городах  и  поселениях  необходимо  создание  энергоэффективных и ресурсоэффективных  зданий  с нулевыми  выбросами. Набирает популярность «зеленая»  модернизация  квартир,  что  оживит  строительный  сектор.
  6. Появится энергоэффективный транспорт с низкими выбросами (гибридизация и электрификация автопарка уже начаты). Увеличение производства транспортных средств с малым выбросом позволит создать миллионы новых рабочих мест в  мире.  Кроме  того,  можно  создать  несколько  десятков  миллионов сопутствующих рабочих мест в разных  странах мира в  таких областях, как очистка и поставка топлива, продажа, ремонт и утилизация автомобилей.  Инвестиции  в  экологически  чистый  и  эффективный  общественный городской  транспорт  также  содействуют  вторичной  занятости.  Например, фирма «Форд мотор» недавно объявила, что  ей нужны  тысячи инженеров, имеющих квалификацию в области производства мощных аккумуляторных батарей, используемых в электромобилях.
  7. Идет активное использование новых отраслей, включая мультимедийные развлечения, которые приносят доходы, создают рабочие  места и рынки без ущерба для окружающей среды. Например, применение компьютерной графики в кино и на испытательных стендах экономит ресурсы.
  8. Для разработки «зеленых» продуктов, оборудования и услуг потребуется проведение НИОКР,  возрастет  инновационная  активность,  начнутся  масштабные проектные и экспертные работы, усилится научный контроль за соблюдением ужесточающихся экологических стандартов.

Для  финансирования  проектов «зеленой»  экономики  потребуется  государственная  помощь: налоговые  стимулы, ужесточение технических регламентов,  кредиты  на  научно-исследовательские   работы,  демонстрационные проекты,  а  также «озеленение»  государственной   инфраструктуры.  Это  послужит  катализатором  для  беспрецедентного  глобального «зеленого»  курса, направляющего  в  этот  сектор  капиталы,  технологии  и  рабочую  силу. Сельское население также представляет собой коммерчески выгодный рынок для мелкомасштабных технологий «чистой» энергетики.

В заключение беседы было отмечено, что понимание тесной взаимосвязи между экологией, экономикой и социальными проблемами постепенно становится всеобщим: не вызывает сомнений, что занятость, зарплаты, сбережения и инвестиции должны расти, а загрязнения, отходы и безработица  – сокращаться. Для преодоления нынешнего кризиса  в  мировой  экономике  ученые  рекомендуют  правительствам  ведущих стран  принять  неотложные  и  эффективные меры  по  стимулированию  инвестиций в инновационные экотехнологии и продукты, повернув обильные потоки  денег  в  реальную  экономику  вместо  надувания  пузырей  на фондовых биржах.

Провозглашенный  новый  курс  на  восстановление  экономики  на «зеленой» основе необходим не только для предотвращения наихудших последствий чрезмерного использования природных ресурсов, истощения экосистем и изменения климата, но и для создания и закрепления широкого спектра высокооплачиваемых  инновационных  рабочих  мест.  Ведь  настоящим  признаком экономической стабильности страны и одним из важнейших макроэкономических показателей  является занятость.

 

                                                                         Нигораи ФАЗЛИДДИН,
НИАТ «Ховар»

 

Сентябрь 20, 2017 12:19

Другие новости этой рубрики

ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН. Размышления докторов философских наук Хайриддина Усмонзода и Саидмурода Фаттохзода
ДУШАНБЕ – СЕРДЦЕ ТАДЖИКИСТАНА. Размышления заместителя Председателя Маджлиси намояндагон Мавсумы Муини в честь Дня столицы
Шавкат Мирзиёев: «Узбекистан и дальше будет поддерживать искренние стремления трудолюбивого и благородного таджикского народа»
Таджикистан и Узбекистан проработает вопрос открытия новых авиамаршрутов между городами двух стран
Взаимоотношения Таджикистана и Узбекистана в рамках ШОС имеют стратегическое значение для обеспечения мира, стабильности и развития Центральной Азии
Эксперт НИАТ «Ховар» рассказал о таджикско-узбекских отношениях в контексте Центральной Азии
ДУШАНБИНСКИЙ ВОДНЫЙ ПРОЦЕСС. ЮНИСЕФ планирует создать в Таджикистане Молодежную сеть по вопросам водных ресурсов и климата
ДУШАНБИНСКИЙ ВОДНЫЙ ПРОЦЕСС. Главная его цель — обмен передовым опытом и инновационными решениями
ДУШАНБИНСКИЙ ВОДНЫЙ ПРОЦЕСС. Третья Душанбинская конференция по водному десятилетию действий укрепит имидж страны
ДУШАНБИНСКИЙ ВОДНЫЙ ПРОЦЕСС — платформа для конференции по Международному году сохранения ледников в 2025 году
ДУШАНБИНСКИЙ ВОДНЫЙ ПРОЦЕСС. Основная цель — активизация общих усилий и поддержка осуществления добровольных обязательств
ДУШАНБИНСКИЙ ВОДНЫЙ ПРОЦЕСС. Прошёл год со дня проведения исторической Конференции ООН по водным ресурсам Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке