«ВСТРЕЧА У СТАРОЙ МЕЧЕТИ». Известной картине киностудии «Таджикфильм» исполнилось 50 лет

Январь 26, 2019 08:15

ДУШАНБЕ, 26.01.2019. /НИАТ «Ховар»/. «Встрече у старой мечети» — одной из самых известных картин таджикского кинематографа, где идейные враги показаны без карикатурного преувеличения, исполнилось полвека. Фильм был снят в 1969 году на киностудии «Таджикфильм».

Рассказывает редактор Русской службы НИАТ «Ховар» Елена БАТЕНКОВА.

Таджикистан, 30-е годы. Непростое время. Продолжаются нападения басмачей на мирные города и кишлаки. Узнав о готовящемся нападении банды на маленький городок на юге Таджикистана, для захвата золота, спрятанного эмиром в старой городской мечети, бывший красноармеец, участник гражданской войны Гусев собирает небольшой отряд для отпора басмачам.

«Встреча у старой мечети» —это остросюжетный приключенческий художественный чёрно-белый фильм,  премьера которого состоялась в Москве 9 марта 1970 года.

Картина «Встреча у старой мечети» была выпущена в 1969 году и сразу завоевала внимание зрителей в разных частях планеты. В 1970 годуэтот фильм  стал одним из лидеров советского кинопроката, его посмотрело 24,1 млн зрителей при тираже 1536 кинокопий.

Киноленты из жанра боевик всегда пользовались особой популярностью,  особенно, когда их снимают такие именитые режиссеры, как Сухбат Хамидов, выпускник ВГИКа.

Роли в этой картине играют Абулхайр Касимов (Салим), Анвар Тураев(киномеханик), Турахон Ахмадхонов (командир отряда), Носир Хасанов (милиционер), Николай Волчков (директор школы), Маҳмуд Тохири (человек в парандже), Махкам Ходжикулов (шашлычник), Киматшо Иматшоев, а также известные московские актеры.

А оператором фильма был Заур Дахте, тоже окончивший ВГИК, Заслуженный  работник культуры Таджикистана. Известен как оператор-постановщик игрового и документального кино, снял около ста фильмов. На днях мы встретились с ним и поговорили о фильме, ставшем уже легендарным. Заур Рустамович поделился воспоминаниями о съемках.

— Как снимался этот фильм?

— «Встреча у старой мечети» — это первая моя полнометражная художественная картина. До этого я снимал короткометражные фильмы, которые пользовались успехом, поэтому мне доверили снимать этот фильм. Я очень переживал по поводу съёмок, потому что до этого для съёмок фильма приглашались режиссёры и операторы из России. Вместе с режиссёром фильма Сухбатом Хамидовым мы как бы открыли дорогу нашим таджикским режиссёрам и операторам, показали, что мы тоже неплохо можем снимать.

Этот фильм – истерн, было много сложностей при съёмках. В картине много трюков, для исполнения которых мы пригласили 7 хороших трюкачей из Москвы. Раньше для исполнения трюков специальные матрасы застилали землёй, а эти прыгали куда угодно — на землю и на камни. Для съемок фильма ипподром выделил 24 лошади, их тоже готовили, чтобы они привыкли к съёмочной площадке и актёрам. Исполнять трюки было сложно, так как дома и улицы были узкими. Мне нужно было много снимать движений, поэтому приходилось вставать очень рано — часов в 6 и тренироваться с трюкачами. Мне нужно было освоить езду на лошади и прыгать через препятствия. Я довёл своё умение до того, что мог спокойно скакать на лошади и при этом снимать, научился даже на скаку поднимать платок с земли. Оператор должен, как и актёры, вживаться в роль. До этого я никогда не ездил на лошади.

Киноленту снимали в кишлаке Намозгох в посёлке Зидды в 1968 году. Наша экспедиция находилась там больше 4-х месяцев. С разрешения местных властей были перестроены жилые строения, одноэтажные кибитки перестроили в двухэтажные дома, организовали помещения для чайханы, базара, бильярдной, были созданы все необходимые декорации.

Подъезд к этой местности был очень сложный, во время съёмок фильма была построена дорога в этот кишлак. Многие актёры приехали для съёмок из Москвы. Сценарий фильма принадлежит Олегу Осетинскому, главные роли исполнили Роман Хомятов, Ходжадурды Нарлыев Александра Завьялова и Расми Джабраилов.

Сложность заключалась в том, что многие актёры не хотели оставаться жить в кишлаке, приходилось их ежедневно привозить и увозить из столицы, дорога занимала много времени, также много времени уходило и на грим. Но спустя определённое время актёрам всё-таки понравилось в посёлке Зидды, чудесный воздух, прекраснейшая природа взяли верх. Они увидели как мы, местные, в свободное от работы время проводили время на охоте, в горах, катались на лошадях, многие стали оставаться.

Когда мы снимали финал, необходима была вертолётная съёмка. Мы заказали вертолёт Ми-4 с люком снизу, чтобы при съёмках не было видно пропеллера, а прилетел другой вертолёт без люка, съёмка могла сорваться. К этому времени уже была подготовлена массовка из 500 человек. Кое-как мы уговорили командира вертолёта, чтобы он разрешил мне сесть на шасси и снимать снаружи. При этом внизу была 35-градусная жара, а в небе 30 градусов мороза. Съемки проходили на высоте 5100 метров.

— Актёры выполняли трюки?

— Нет. Единственный момент есть, когда Джабраилов выполнил трюк — во время взрыва он упал. Актёрам выполнять трюки не давали, поскольку это очень рискованно было. Если актёр упадёт с лошади или поцарапает лицо — это сорвёт съёмки. Актёров берегут во время съёмок.

Во время съёмок художественного фильма много времени уходит на подготовку, почти половина смены, на грим, установку света, укладку рельса  с тележкой и решение других технических вопросов. Самая плодотворная работа идёт под конец дня, в последние часы, когда уже всё налажено.

— А как же усталость под конец дня?

— Во время съемок вообще не чувствуешь усталости, больше думаешь как снять. Усталость появляется только после работы.

— Что осталось за кадром?

— За кадром на самом деле остаётся многое. Например, вертолётная съёмка, во время которой мы рисковали жизнью, потратили много времени и сил, не вошла в ленту. Потому что мы не заметили, что в декорациях отсутствовала крыша. Мы думали, что этот недочёт сможем прикрыть дымом, но, к сожалению, ветер дул в противоположную сторону, и съёмки не получились, как планировали.

— Как воспринимали московские актёры Таджикистан, всё-таки у нас другая природа, обычаи, менталитет?

— Очень им понравилось у нас, мы все подружились. Съёмочная площадка стала для нас временным общим домом. Несмотря на то, что в съёмках принимали участие люди разных национальностей, никакого недопонимания не было. Единственное, поскольку в то время «Таджикфильм» и «Узбекфильм» снимали много фильмов про басмачей, нас называли «Басмачфильм» (Смеётся).

Хочу сказать несколько слов о нашей уникальной таджикской природе. Под Исфарой есть молодые горы, там снимали фильм «Рустам и Сухроб». Эти горы как будто краской покрашены, разнообразие цветов просто поражает. Когда на «Мосфильме» посмотрели фильм «Рустам и Сухроб», задали вопрос: «Сколько потрачено краски на покраску гор?». В плане съёмок Исфару можно было превратить в таджикский Голливуд из-за фактуры наших гор. После распада Советского Союза таджикский кинематограф пришёл в упадок, но сейчас постепенно восстанавливается.

— Имел ли фильм успех?

— Этот фильм имел очень большой успех. В то время, если фильм набирал 18 миллионов зрителей в год, значит, он имел успех, а этот фильм набрал больше.

— А форс-мажоры были?

— Конечно, были. Одному из актёров, который играл помощника басмачей, необходимо было срочно улететь в Москву. И сценарист предложил его «убить». Пришлось использовать несколько трюков, и он сорвался с лошади. Была придумана фраза для главаря басмачей, который говорит: «За счёт его доли увеличится наша доля». То есть, человеческая жизнь для этого человека ничто, он думает только о наживе.

— Почему этот фильм актуален сегодня и почему сегодняшней молодёжи его необходимо посмотреть?

— Фильм имеет глубокий смысл. Он учит тому, что мы должны помогать друг другу, думать друг о друге и жить одной большой семьёй. Потому что в фильме все те, кто были разрозненными, объединились и победили врага.

В «Шахнаме» А. Фирдоуси есть такой рассказ, когда отец чувствует, что у него истекают силы, что он стар и скоро должен умереть. Он собирает  десятерых своих сыновей и спрашивает старшего: «Можешь ли ты сломать этот прутик?». Он берёт и ломает. Отец даёт ему ещё три, сын ломает, тогда отец дал 7 штук, и сын поломал. Отец увеличил количество прутиков до 11. Сын как не пытался, сломать не смог. Отец сказал своим сыновьям, что сила в единстве и сплочённости. Поодиночке мы силы не будем иметь, и враг нас победит, мы сильны, когда мы вместе.

— Сегодня некоторые учёные утверждают, что с исторической точки зрения действия басмачей были правильны и направлены на защиту национальных интересов. Что вы об этом думаете?

— Я не историк и не учёный, чтобы рассуждать на эту тему, я творческий человек. И как творческий человек, как человек искусства не могу представить себе, к чему бы привело Среднюю Азию басмачество, если бы не была разгромлена в конце 30-х. Во всяком случае, оно не привело бы ни к чему хорошему.

— Что вы можете сказать о сегодняшнем кинематографе?

— Сегодня очень дорого обходятся съёмки фильма, поэтому студия не может пригласить профессиональных актёров, обеспечить съёмки хорошими декорациями. В современных фильмах снимаются в основном любители. Творческие люди должны все время повышать свой опыт, но этого сейчас я не вижу. Сейчас киностудия только набирает обороты, создаёт школы, кружки, которые позволят повысить уровень актёрского мастерства. Будем надеяться, что это принесёт свои плоды.

Вместе с тем хочу сказать, что, несмотря на имеющиеся проблемы, в последнее время отечественные фильмы становятся победителями различных конкурсов, в том числе и международных. Во время гражданской войны некоторые наши фильмы получили главные призы на различных европейских кинофестивалях. Я отношусь к этому отрицательно. Потому что там, за рубежом, радовались, что мы показывали нашу бедноту и проблемы. Есть вещи, которыми никогда нельзя спекулировать. Каждый должен  быть патриотом своей страны. Искусство и любовь к Родине не могут существовать отдельно, как небо, что укрывает нас, и воздух, которым мы дышим.

— Какие фильмы нужно снимать сейчас?

— Фильмы нужно снимать с глубокой драматургией и смыслом, о судьбе человека. Фильм, в начале которого будет известно, чем он кончится, лучше не снимать. А вообще наши люди, думаю, соскучились по хорошим комедиям. Наш народ пережил тяжёлые времена, сейчас нужно снимать кино, от которого морщинки сойдут у людей со лба, и жизнь станет ярче.

— Расскажите о своих планах.

— Вы знаете, когда мы учились, нас всегда сердило то, что опытные кадры не дают нам дорогу. Поэтому я отошёл от операторской работы и дал дорогу молодым. Сейчас активно занимаюсь фотографией. Я понял, что это тоже интересно, это тоже искусство…

Январь 26, 2019 08:15

Другие новости этой рубрики

МУЗЕЙ – ЗЕРКАЛО НАРОДНОЙ ИСТОРИИ. Посвящается Международному дню музеев
В Пенджикенте обнаружен Согдийский замок
Сафар Шоев из Пянджского района развивает одно из древних ремесел таджикского народа – резьбу по дереву
Акция «Ночь в музее» пройдёт 18 мая для жителей и гостей Душанбе
На ярмарке «Город мастеров» в Душанбе ремесленные изделия представят не только взрослые, но и дети
Как удалось сохранить музыку таджикского народа — Шашмаком, не имеющий аналогов в мире?
«ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ». Под таким названием прошёл фестиваль-симпозиум
Подготовлен символ фестиваля-конкурса «Вассофи Ватан»
Международный фестиваль-симпозиум «Шашмаком» пройдет в Душанбе
Фестиваль «Ремесло дороже золота». В Хатлоне выбрали лучших мастеров прикладного искусства
Из моториста в скульпторы. Как в семье учителей вырос успешный мастер стеки
Определены победители Республиканского тура конкурса «Сайри гули лола»