НАВСТРЕЧУ 30-ЛЕТИЮ 16-Й СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА. Адолат Рахмонова: «Величие и богом данное мужество Эмомали Рахмона стали очевидными уже с тех моментов»
ДУШАНБЕ, 26.09.2022 /НИАТ «Ховар»/. В этом году исполняется 30 лет со дня проведения 16-й сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, которая была названа судьбоносной сессией в истории нашей страны. В этой связи НИАТ «Ховар» представляет воспоминания бывшего депутата Верховного Совета Республики Таджикистан Адолат Рахмоновой в беседе с корреспондентом агентства.
НИАТ «Ховар»: — Почему местом проведения XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан был выбран Худжанд?
Адолат Рахмонова: — Потому что провести сессию в столице страны в те неспокойные дни было совершенно невозможно. Обстановка в Душанбе была крайне напряженной. Все ветви власти были парализованы, а начавшаяся гражданская война вынудила многих граждан, в частности депутатов, интеллигенцию и других деятелей культуры, покинуть столицу страны. Потому что никто не мог гарантировать их безопасность в те дни и ночи.
Я лично была свидетелем того, как в столице в начале митингов 1992 года были взяты в заложники несколько народных депутатов и членов Правительства. В результате этих недоразумений и политических конфликтов мы даже потеряли нескольких народных депутатов.
В тот опасный период никто и никакая структура не могли гарантировать безопасность народных избранников. Сессия должна была проходить в безопасном месте. В бывшем центре Хатлонской области – Курган-Тюбе (ныне Бохтар) шла гражданская война. Из-за расстояния и проблем провести сессию в ГБАО не удалось. Именно поэтому сессия состоялась в Худжанде. Когда было принято решение, что XVI сессия Верховного Совета Республики Таджикистан 12 созыва пройдет в Худжанде, туда без раздумий отправились представители интеллигенции и авторитетные лица Таджикистана.
15 ноября 1992 года в зале заседаний дворца «Арбоб» впервые состоялось мероприятие, которое назвали «всенародное мероприятие». В нём приняли участие депутаты Верховного Совета, члены Совета Министров, политические деятели, полевые командиры с обеих воюющих сторон, представители науки и культуры, национальных обществ, различных политических и общественных движений, представители других государств и средств массовой информации. На сессии все представители и интеллигенция Таджикистана неоднократно заявляли, что хотят скорейшего окончания гражданской войны и восстановления мира в республике. Но каким образом, какими путями это должно быть достигнуто? Этот вопрос вызвал много споров среди участников сессии. Между собравшимися не было единства и взаимопонимания. Даже среди депутатов Верховного Совета были разные и противоположные взгляды. К сожалению, чувство местничества у некоторых из них было настолько обострено, что это все больше осложняло ситуацию.
Национальное собрание продолжалось до вечера того же дня, было решено начать сессию на следующий день.
Таким образом, 16 ноября в 10 часов утра Акбаршо Искандаров, бывший Председатель Верховного Совета, начал работу сессии. На встрече представители, поддержавшие конституционное правительство, предложили создать Комиссию примирения. Комиссия состояла из 40 человек и возглавлялась Курбоном Тураевым, одним из депутатов, бывшим работником Коммунистической партии. Комиссия провела заседание за закрытыми дверями, утвердила и представила повестку дня заседания, состоящую из 14 вопросов. Однако Акбаршо Искандаров предложил, чтобы решения сессии были реализованы на местах, на заседание сессии должны быть приглашены председатели горкомов и районных исполнительных комитетов республики.
Так, 16-17 ноября в работе сессии объявлен перерыв до приезда руководителей исполкомов городов и районов республики.
18 ноября возникло много дебатов и дискуссий по поводу утверждения повестки дня сессии. Курбон Тураев предложил, чтобы в заседании участвовали только депутаты, члены правительства, представители других государств и СМИ, а остальные покинули зал. Таким образом, состав участников сессии был утверждён.
Курбон Тураев также предложил, что, поскольку одним из вопросов повестки дня сессии является отставка Коллегии Верховного Совета и ее председателя Акбаршо Искандарова, председательство на сессии должен взять на себя самый старший по возрасту представитель и нейтральное лицо. И эта задача была возложена на покойного Хабибулло Табарова. Заседание сессии было очень сложным, обсуждались серьезные вопросы, обсуждения продолжались даже в перерывах. Я помню, что мы преодолели много проблем, чтобы утвердить повестку сессии и начать её.
Помню, что при открытии сессии и при утверждении ее повестки дня я пять раз выступала с предложениями. НИАТ «Ховар»: — В повестку дня заседания включен вопрос об отставке Коллегии Верховного Совета и ее председателя Акбаршо Искандарова. Почему именно Вам было необходимо вновь представить этот вопрос?
Адолат Рахмонова: — Сложившаяся ситуация наглядно показала, что тогдашнее правительство национального примирения, Правление Верховного Совета и Акбаршо Искандаров, как его председатель, не смогли выполнить свою миссию. Политическая ситуация в стране с каждым днем становилась все труднее. В те дни и ночи стоял вопрос не только завершения гражданской войны и обеспечения безопасности людей, но и люди страдали от голода. Вооруженные группы перекрыли дорогу и препятствовали доставке продовольствия в Кулябскую зону. Куляб семь месяцев находился в экономической блокаде. В тот период, особенно в Кулябе, в очереди за хлебом ежедневно умирало от голода несколько человек. Только в Фархорском районе в результате голода семь тысяч человек пострадали от гелиотропной болезни (гелиотропная интоксикация — заболевание, обостряющееся в результате употребления несъедобной пищи. — Прим. НИАТ «Ховар») и испытали немало страданий, большинство из них погибло. Жители других регионов находились в таком же состоянии незащищенности и нестабильности. В частности, жители Душанбе страдали от отсутствия хлеба. Ситуация требовала полного изменения. Однако усилия тогдашнего руководства оставаться на своем посту не позволили депутатам прийти к соответствующему решению.
Несколько других причин вынудили меня тогда предложить отставку Акбаршо Искандарова как народного представителя. Заявления об отставке подали и члены правительства. Мое выступление поддержали и другие представители.
Хочу отметить, что Акбаршо Искандаров также очень хорошо осознавал ситуацию и заявил: «Если после моей отставки ситуация в стране станет спокойной, будут обеспечены мир и стабильность, я согласен на это» и подал в отставку.
НИАТ «Ховар»: — Как проходило выдвижение кандидатуры уважаемого Эмомали Рахмона на пост Председателя Верховного Совета?
Адолат Рахмонова: — Когда Акбаршо Искандаров подал в отставку, возникла необходимость избрания нового Председателя Верховного Совета. В такой сложной ситуации возглавить государство мог только человек с сильной волей и преданностью нации. В те моменты от правильного выбора представителей зависела дальнейшая судьба нации.
Выступил народный депутат Мирзоев (к сожалению, забыла его имя) от избирательного округа № 47 Хонако, представитель городов Турсунзаде, Гиссара и Шахринавского районов, который предложил выдвинуть на должность Председателя Верховного Совета Республики Таджикистан кандидатуру Эмомали Рахмона, представителя от Дангаринского избирательного округа.
После него другой депутат от Варзобского избирательного округа №18 выдвинул на этот пост Изатулло Хаёева. Изатулло Хаёев встал, поблагодарил за оказанное доверие и снял свою кандидатуру.
Кандидатура Эмомали Рахмона была включена в список для тайного голосования. В заседании приняли участие 197 из 230 депутатов Верховного Совета. За выдвинутого кандидата путем тайного голосования проголосовали 186 народных депутатов. Таким образом, Эмомали Рахмон был избран Председателем Верховного Совета Республики Таджикистан.
«Я принесу мир в Таджикистан!» «Я не успокоюсь, пока не верну последнего беженца из Афганистана». «Клянусь, что направлю все свои знания и опыт на восстановление мира в каждом доме и в каждой семье, буду преданно трудиться на благо процветания моей дорогой Родины. Для достижения этих священных помыслов, если потребуется, я отдам свою жизнь, потому что верю в лучшее будущее моей Родины и счастливую жизнь моего страдающего народа». Это были первые слова, произнесенные Эмомали Рахмоном после избрания на должность Председателя Верховного Совета. И эти слова Эмомали Рахмона звучали настолько искренне, что я думаю, что в тот момент они смогли устранить отчаяние и избавить сердца от враждебности.
После избрания Эмомали Рахмона на пост Председателя Верховного Совета Республики Таджикистан во дворце «Арбоб» был организован плов примирения. До тех пор я даже не могла представить, чтобы представители двух противоположных сторон сидели за одним столом, пили друг с другом пиалу чая и прощали друг друга.
Руководители штабов и командиры силовых структур сторон собрались в зале заседаний и дали присягу на верность перед флагом Таджикистана.
Величие и богом данное мужество Эмомали Рахмона стали очевидными уже с тех моментов. С первого момента своего правления Эмомали Рахмон смог объединить людей, стоящих по разные стороны фронта, ради целостности Родины и выживания нации. Уверена, что после избрания Председателя Верховного Совета Эмомали Рахмона настроение участников сессии также изменилось. Даже те, кто до сих пор, как говорится, «спустились с седла, но не спустились со стремени», выглядели оптимистично и счастливо.
НИАТ «Ховар»: — Если не ошибаюсь, на сессии Вы также предложили отставку бывшего Президента Республики Таджикистан Рахмона Набиева?
Адолат Рахмонова: — Да. На сессии Верховного Совета поднимался вопрос о временном открытии президентского управления в республике. Было предложено принять отставку Рахмона Набиева с тем же предыдущим заявлением, которое было насильно взято оппозиционными силами в аэропорту. Я предложила, что лучше пригласить на встречу Рахмона Набиева, который сейчас находится в Худжанде, чтобы он мог высказать свои мысли перед народом. Таким образом, сессия создала комиссию. Комиссия в составе Хабибулло Табарова, Абдумаджида Достиева, Хайдара Шарифзода и Шахоба Шарифова выехала на дом к Рахмону Набиеву и убедила его принять участие в работе сессии. Он пришел на встречу и высказал свои мысли. Впоследствии он подал в отставку со своей должности. Таким образом, Рахмон Набиев ушел в отставку на этой сессии с репутацией бывшего Президента со всеми привилегиями.
НИАТ «Ховар»: — Работа XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан продолжалась более 15 дней. Какие еще вопросы обсуждались на ней?
Адолат Рахмонова: — Действительно, сессия продолжалась с 16 ноября по 1 декабря того же года. На ней было избрано новое руководство страны, утверждены государственные символы – Государственный флаг и герб, основной целью нашей страны было поставлено создание демократического, правового и светского государства.
НИАТ «Ховар»: — В этом году исполняется 30 лет со дня проведения 16-й сессии Верховного Совета Республики Таджикистан. Говорят, что время — лучший судья. Что Вы думаете об этом?
Адолат Рахмонова: — Помню, в те трудные времена многие сомневались и не верили, что молодой руководитель государства сможет принести в страну мир и стабильность. Думали, что он не сможет оставаться у власти больше месяца. Даже один из известных народных депутатов (не буду называть его имени, потому что его нет в живых) на этом заседании открыто сказал: «Я не хочу входить в это 15-дневное правительство и не доверяю ему».
Ситуация была настолько щекотливой, что десятки людей, прошедших политическую школу и работавших на разных уровнях руководства, отказывались принять ту или иную государственную должность, предложенную им новоизбранным Председателем Верховного Совета и Главой государства.
Процветающий Таджикистан и его уникальные достижения за три десятка лет ещё раз доказали, что мы, представители Верховного Совета Таджикистана, сделали серьезный и правильный шаг на 16-й сессии в избрании Главы государства, Председателя Верховного Совета, истинного Лидера нации Эмомали Рахмона.
Историческое значение XVI сессии Верховного Совета Таджикистана состоит, прежде всего, в том, что она предотвратила опасность распада Таджикистана как независимого государства и исчезновения таджиков как нации. С первых минут своей деятельности эта сессия поставила общенациональные и государственные интересы выше личных, групповых, партийных, местных и региональных интересов, положила начало верховенству закона и решению всех вопросов политической, социальной, экономической и духовной жизни страны правовым путем.
Путь к миру был очень трудным, полным препятствий, тернистым. В целях скорейшего обеспечения мира и спокойствия в условиях, когда никто не мог гарантировать безопасность, Глава государства уважаемый Эмомали Рахмон совершил множество поездок в неспокойные регионы страны и Исламскую Республику Афганистан. Как достойный сын народа, он остался верен своему обещанию и вернул беженцев на Родину, принёс мир в каждую семью в Таджикистане.
Предметом гордости является то, что мирная культура таджиков признана уникальным явлением в опыте международного сообщества, анализируется и изучается авторитетными международными организациями.
НИАТ «Ховар»: — Какие Ваши пожелания читателям сайта НИАТ «Ховар»?
Адолат Рахмонова: — Прежде всего, хочу поздравить их всех с 30-летием 16-й сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, сыгравшей важную роль в судьбе каждого таджикистанца. Наша цель – праздновать и помнить те чувствительные и тревожные моменты нашей страны только с целью извлечения уроков из горького опыта истории. Мы должны извлечь уроки из прошлого, особенно трагического прошлого. Не будем терять бдительность и политическую хватку. Будем охранять как зеницу ока мир и единство, обретенные взамен многих жертв. Давайте еще больше сплотимся вокруг Основателя мира и национального единства – Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона и оставим будущему поколению развитый Таджикистан.
Рухсораи НУР,
НИАТ «Ховар»
ФОТО из открытых источников / НИАТ «Ховар»