Алиджон Гаибов: «Около 28% детей с врожденным пороком сердца рождаются от родственных браков»
Сердечнососудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире: ни по какой другой причине ежегодно не умирает столько людей, сколько от ССЗ. Более 75% случаев смерти от ССЗ происходит в странах с низким и средним уровнем дохода. Каждый день на нашей планете умирает 150 тысяч человек, 2/3 из них от сердечнососудистых заболеваний, рака, диабета и хронических заболеваний легких. Основными причинами смертности людей остаются ишемическая болезнь сердца, инсульт, из года в год увеличивается смертность детей от врождённого порока сердца. Порок сердца — самая распространённая врождённая патология. По западной статистике, в мире из 1000 детей 18 рождаются с пороком сердца. Таджикистан в этом плане не исключение. О том, какие современные методы диагностики и лечения в последние годы в области сердечнососудистой хирургии внедрены в Таджикистане, рассказывает в беседе с корреспондентом НИАТ «Ховар» профессор кафедры хирургии ТГМУ, Президент Академии медицинских наук, главный сосудистый хирург Таджикистана Алиджон Гаибов.
— Алиджон Джураевич, накануне празднования 26-й годовщины Государственной независимости расскажите о современных методах диагностики и лечения в области сердечнососудистой хирургии, которые были внедрены в последние годы в Таджикистане?
— За последние 5-6 лет в области сердечнососудистой хирургии отмечается значительный прогресс, именно в нашей республике. Безусловно, в первую очередь это связано с внедрением новых инновационных технологий. Так как без необходимого специализированного оборудования нельзя говорить о точной качественной диагностике и, соответственно, лечении больного. Раньше у нас не было возможности выявлять и диагностировать многие заболевания, мы своих пациентов вынуждены были отправлять за границу, в частности, в Российскую Федерацию, Иран. Сейчас такой необходимости нет. Для Таджикистана это стало редким явлением, а если кто и оперируется, проходит лечение за рубежом, то это люди, которые сами отдают предпочтение зарубежным клиникам.
Я с уверенностью могу сказать, что в стране созданы все необходимые условия для проведения различного рода операций, в том числе сложных и очень сложных. Мы получили и установили новый рентгенооперационный комплекс – это основа диагностики сердечнососудистых заболеваний, где делается кардиография, ангиография, флебография и другие процедуры. Любой сосуд сейчас можно констатировать и записывать на компьютер, затем он просматривается специалистом. Такая аппаратура установлена не только в Республиканском центре сердечнососудистой хирургии, но также в Диагностическом центре, Кардиологическом центре, в новой больнице «Истиклол». В ней также установлено современное ЭХО-оборудование для эхосканирования сердца. Данная аппаратура позволяет установить диагноз даже внутриутробно, то есть у плода. А после рождения ребёнка тем более. Речь идёт о врожденных пороках сердца, подобных случаев в Таджикистане много. И смертность высока. Если в 2015 году от врождённого порока сердца умерло 174 ребёнка, что составляет 5,4% от общей смертности детей в возрасте от 0 до 5 лет, то в 2016 году эта цифра составила 268 детей, что составляет 7,6%. Как видите, идёт тенденция к увеличению. Причём по ряду проведённых исследований доказано, что многие дети с врождённым пороком сердца рождаются от родственных браков. На 100 тысяч новорождённых детей 3,5 тысячи рождаются с врождённым пороком сердца. Из этого количества 23-28% — от родственных браков.
Вернёмся к оборудованию, если несколько лет тому назад в республике был установлен лишь один компьютерный томограф – в Диагностическом центре, то сейчас у нас есть и спиральная компьютерная томография, и МРТ (Магнитно-резонансная томография) с контрастированием (даёт более точную детальную информацию) и без контрастирования. Появилась и гелевая томография. Такое оборудование установлено не только в столице, но и во многих медицинских учреждениях по всей стране. Данное оборудование позволило нам увеличить частоту выявляемости заболеваний. Если раньше на компьютерную томографию или эхотомографию приходили только те, кто остро в этом нуждался, то в последние годы люди стали больше внимания уделять своему здоровью, они сами приходят на обследование. И это правильно. Обследование проводится на местах, затем больной направляется в специализированные медицинские учреждения, где окончательно ставится диагноз, и проводится лечение.
Бытует неправильное мнение, что в советское время сердечнососудистых заболеваний было меньше. Ничего подобного, просто тогда не было возможности выявлять многие сердечнососудистые патологии на ранней стадии, и люди умирали. Почему сейчас стало больше больных? Да потому что улучшилась выявляемость этих заболеваний. Появились более опытные и квалифицированные специалисты. Поэтому и увеличилось число не только сердечнососудистых больных, но и онкологических, и больных с серьёзными нарушениями эндокринной системы.
— Какие заболевания сердца сейчас наиболее распространены в Таджикистане?
— В Таджикистане наиболее распространённым заболеванием остаётся ишемическая болезнь сердца. Это когда сосуды сердца суживаются или закупориваются, в результате чего приводят к развитию инфаркта миокарда, и больные погибают. В связи с этим могу сказать, что в Республиканском центре сердечнососудистой хирургии круглосуточно работает рентгенооперационный комплекс, дежурные бригады, которые при первом приступе обратившегося больного тут же делают коронарографию (наиболее точный и достоверный способ диагностики ишемической болезни сердца) или ангиографию сердца (исследование сосудов сердца), находят места сужения сосуда, в тот же момент баллоном расширяют сосуд и вставляют стент, через два дня пациента выписывают. Такая процедура проводится как у нас в Центре, так и в больнице «Истиклол», а также в таджикско-иранской частной клинике «Сино».
Такие операции проводятся у нас круглосуточно. Раньше я только мечтал об этом. Когда мне сказали, что в маленькой Праге 51 кардиологический центр и при первом же приступе ставят стент, тогда для Таджикистана это было не реально. Такое время пришло. Такая процедура помогает не доводить ситуацию до оперативного хирургического вмешательства, и люди живут до 80-90 лет. Аналогичная процедура применяется и в отношении больных с острым приступом стенокардии (грудная жаба), делается ангиография, и сразу ставится стент.
— Какие сложные операции в области сердца сегодня проводятся Центром?
— Самые сложные операции специалисты Центра делают детям до трёх лет, раньше такие операции в Таджикистане не проводились. Это операции у детей с врождёнными пороками сердца, которые требуют экстренного оперативного вмешательства. Такие больные синие, они не могут дышать, у них масса осложнений. Если не сделать вовремя операцию, дети не доживают до 5 лет. Их оперируют, потому что есть оксигенаторы (аппараты для насыщения крови кислородом) именно для таких детей, есть дыхательный аппарат для новорождённых детей, есть наркозный аппарат для грудничков и, самое главное, есть подготовленные анестезиологи и реаниматологи для ухаживания за этими пациентами. Внедрение современных операций у больных до трёх лет – это самое главное достижение и отличительная черта кардиохирургии за последние годы. Раньше мы не оперировали больных с двух- или трёхклапанными пороками сердца (делали с одним клапаном) – это считается сложной и длительной операцией. Таких пациентов мы отправляли на лечение за границу. Многие пациенты, не имея такой возможности, умирали. Сейчас мы проводим такие операции, заменяем полностью два клапана и один восстанавливаем или все три клапана просто восстанавливаем. Кроме того, появилась возможность на базе Центра проводить аортокоронарное шунтирование. Такая операция последние два года проводится ежедневно. И многие другие сложные операции таджикские кардиохирурги и сосудистые хирурги проводят самостоятельно.
— С какими ещё проблемами сталкивается таджикская кардиохирургия?
— Несмотря на то, что мы достигли больших успехов, остались ещё проблемы и трудности. Например, в хирургическом лечении нарушений ритма сердца. У нас «хромает» электрофизиологическое исследование, есть специальное оборудование для подавления и дополнительных проводящих путей, которое необходимо нам приобрести. Такие планы есть, мы над этим активно работаем.
— Насколько доступны операции, проводимые на сердце, населению?
— Такие операции, как врождённый порок сердца, дефект межжелудочковой перегородки или дефект предсердной перегородки, или часто встречающийся Тетрада Фалло («синий» порок сердца), относятся к дорогостоящим операциям. Например, последняя из вышеперечисленных операций в Москве стоит 12 тысяч долларов. В Германии за 17 тысяч евро оперирует профессор, простой кардиохирург — за 14-14,5 тысяч евро. В Иране эта операция обходится в 10 тысяч долларов, 7-8 тысяч долларов — в Индии, а у нас эта операция стоит 3,5 тысячи долларов. Эта сумма покрывает исключительно операционные расходы, то есть уходит на закупку необходимых препаратов для её осуществления. Если понадобятся дополнительные лекарства, пациент их приобретает за свой счёт. Больница также старается помочь таким больным. Если операция проходит гладко, без осложнений, тогда дополнительных расходов не требуется.
— Кто может рассчитывать на льготные, бесплатные операции?
— В прошлом году 50 больных мы прооперировали бесплатно за счёт средств городского бюджета. У нас есть перечень операций, которые относятся к дорогостоящим, и список тех, кто имеет право на льготы. Это ветераны ВОВ, участники Чернобыльской АЭС, «афганцы» и так далее. Но есть и дети, которые не относятся к этим категориям и родители которых не в состоянии оплатить такие операции. Большое спасибо Министру здравоохранения и социальной защиты населения Таджикистана, который пошёл навстречу больным детям из малоимущих семей. Если они представят справку, что не в состоянии оплатить операцию, а такая справка выдаётся органами государственной исполнительной власти на местах, их регистрируют, затем справку с регистрационным номером отправляют к нам, и тогда мы этого больного включаем в список бесплатных операций и проводим её в порядке очереди. На таких больных средства изыскиваются за счёт других платных операций и иных медицинских услуг, которые предоставляются Центром на платной основе, так как у нас хозрасчёт. Бывают удачные операции, в ходе которых те лекарственные препараты, которые предоставляет пациент, можно сэкономить, тогда они также идут на бесплатные операции. За счёт этих накоплений и доходов Центра и проводятся бесплатные операции людям из малоимущих семей. Кроме того, если нет такой справки, если человек не относится к категории малоимущих семей, к льготным группам, но пациенту необходима операция и надо его оперировать на льготных условиях, тогда Минздрав даёт специальное направление, и такие операции проводятся за счёт госбюджета. Но их, к сожалению, мало, так как бюджет государства ограничен.
— Сколько операций в среднем проводится в день?
— До 20 операций и это только плановые. Из них 7-8 пластических, косметических операций. 50% операций приходится на варикозное расширение вен. А другие 50% относятся к серьёзным операциям, это операции на сердце, сосудах, печени, пищеводе и другие. У нас многопрофильная клиника, все специалисты высокой квалификации. Ещё остались хирурги, работающие с советских времён, которые продолжают оперировать, многие пациенты стараются попасть на операцию именно к таким специалистам.
— Есть ли у вас ученики, которым вы бы с уверенностью могли передать своё дело и доверить сложные операции?
— Да, есть. На сегодняшний день у меня 14 подготовленных кандидатов наук, 6 из них уже являются практикующими кардиохирургами и могут делать всё, что могу делать я. Они ассистенты, без которых не проходит ни одна операция. В целом, в сосудистой хирургии у нас очень сильный состав, операции проводятся на должном уровне. А вот что касается кардиохирургии, то здесь ещё есть к чему стремиться. В настоящее время ни один пациент с сосудистой патологией не выезжает на лечение за пределы республики, даже из других республик приезжают к нам. Есть некоторые патологии, которые имеют региональные особенности. Например, эхинококк лёгкого очень часто встречается в Таджикистане, у нас клинический ординатор оперирует, то есть для нас это обычная рядовая операция. Тогда как в Москве эту операцию проводят исключительно профессора. В Таджикистане это заболевание встречается часто, поэтому и его лечение уже отлажено. С кадрами проблем у нас нет, но пациент всегда выбирает лучшего из лучших. И он прав.
— В последнее время стали популярны пластические операции. Что вы можете сказать о развитии пластической хирургии в Таджикистане?
— В нашем Центре есть отделение реконструктивной и пластической хирургии. И оно является одним из лучших. Я сам провожу абдоминопластику, то есть уменьшение объёма живота, поскольку большие грыжи живота одновременно сопровождаются увеличением живота. Все остальные косметические, пластические операции проводят хирурги отделения реконструктивной и пластической хирургии. Там отличный состав специалистов, работающих под руководством бывшего ректора Таджикского государственного медицинского университета, профессора Убайдулло Курбонова. Специалисты этого отделения прошли обучение в зарубежных клиниках и проводят операции различной степени сложности. Каждый день они меняют 2-3 носа, проводят пластику глаз, увеличение и уменьшение грудных желез. И всё проходит отлично. Самое успешное отделение Центра – это отделение пластической хирургии.
Вопросы задавала
Кристина ЭРЛИХ