«О ТАРА-ЧАНДРИ, ТАРА-ЧАНДРИ, ПЛЯСУНЬЯ ВСЕХ ВРЕМЕН!..». Известная американская танцовщица индийского происхождения Тара Пандея на своей странице в Фейсбуке выложила видео с таджикским танцем, исполненным ею по дороге в Ховалинг
ДУШАНБЕ, 11.11.2018./НИАТ «Ховар»/. Известная американская танцовщица индийского происхождения Тара Пандея на своей страничке в Facebook выложила видеоролик с красивым таджикским танцем, исполненным ею по дороге в Ховалингский район.
Видеоролик посмотрел и корреспондент НИАТ «Ховар» Саид АЛИ.
… Приятное время — вечерние сумерки, когда прямых солнечных лучей уже нет, но ещё светло. Идут люди, ездят машины, дорогу переходит даже стадо коров.
Тара весело танцует прямо на обочине дороги, возле машины, из которой, наверное, она и вышла, а сопровождающие её таджикские друзья снимали это на телефон. Девушка танцует под таджикскую народную песню «Чурачон мерем» («Едем, дружище»).
Видео сразу же привлекло внимание тысяч людей по всей планете, набрал тысячи просмотров и массу комментариев. Одни из многих удивленных пользователей пишут, что это вовсе не американка и не индианка, а самая что ни на есть настоящая местная таджичка. Другие задаются вопросом, откуда в американке столько таджикского? Не хотят верить, что красавица с мелко заплетенными косами родилась и выросла в США.
Весной этого года многие пользователи таджикского сегмента соцсетей делились таким же видео, на котором девушка-смуглянка танцует прямо на Бруклинском мосту в Нью-Йорке. Ее потрясающий танец вызвал интерес у пользователей не меньше, чем старейший в мире висячий мост, названный индустриальным чудом света.
Да, это была Тара Пандея, и танцевала она под изумительную песню Нигины Амонкуловой.
Кто она, и, действительно, откуда у нее столько любви к таджикскому искусству? Ведь танец — это и есть любовь. Танец – это движение переполняющего тебя, сдерживаемого и льющегося через край чувства.
Тара Пандея – молодой хореограф из Сан-Франциско. Мало кто знает, что эта девушка в течение 2015-2016 годов исполняла наши национальные танцы в государственном ансамбле «Лола». Как она пишет сама, за это небольшое время в составе знаменитого ансамбля успела объехать с гастролями практически весь Таджикистан.
Она стала первой иностранкой из другого континента, выступавшей в национальном ансамбле Таджикистана. Однажды ей довелось выступать перед Президентом Таджикистана, Лидером нации уважаемым Эмомали Рахмоном.
Потом она вернулась на свою родину…
Прошло уже два года, но Тара до сих пор не перестаёт игриво бить ногами и двигать нежно руками под таджикские мотивы.
О своей любви к таджикским народным танцам она рассказала нам перед отъездом в США.
***
Интерес к Востоку появился у девушки, когда ей было всего 12-13. В этом ей помогла мать, посвятившая 40 лет своей жизни танцам.
«Мама была профессиональной танцовщицей, увлекалась танцами народов мира. Однажды она повела меня на курсы таджикских танцев, откуда и началась история моей любви к Востоку», — рассказала она.
По словам Тары, ее место жительства также поддерживало и развивало чувство любви ко всему восточному. Девушка выросла близ залива Сан-Франциско, считающейся территорией массовой культуры.
Она работала и делала карьеру в труппе всемирно известного Цирка дю Солей (Cirque du Soleil). Это канадская компания, влюбившая целый мир в художественное сочетание циркового искусства и уличных представлений.
Девушку все тянуло в Таджикистан.
В 2015-м Тара решилась уйти из труппы «Цирка дю Солей» и поехать в солнечный Таджикистан.
«Так и получилось, что совсем скоро в поисках любимой и знакомой мне музыки и танцев я оказалась в Таджикистане. В рамках деятельности одной неправительственной организации — Tajik Dance initiative («Ташаббуси рақси тоҷик»), занимающейся сохранением и развитием таджикских исполнительных искусств, я приехала сюда, где жила ровно год. Здесь я почувствовала себя, как дома. Мне сложно объяснить это чувство, но чем больше я танцевала, тем больше осознавала, что это мое и жило во мне всегда. Таджикские танцы всегда были частичкой меня, все раскрылось благодаря местным мастерам. В горах Таджикистана я нашла себя», — признается Пандея.
Она планировала провести здесь летние каникулы, однако судьба распорядилась иначе.
«Я хотела в течение месяца взять уроки у хореографов Фарогат Саидовой и Заррагул Искандаровой и вернуться домой, но по окончанию срока моего пребывания муаллима (учитель) Фарогат попросила меня остаться в Душанбе еще на 12 месяцев, и я приняла предложение без раздумий», — поделилась она.
«Этот период был удивительный: мало того, что я объехала весь Таджикистан с гастролями, так еще я умудрилась выступить на местном танцевальном конкурсе «Маликаи хушхиром» (Королева грациозной походки) по таджикскому ТВ. По требованию конкурса каждую неделю сильнейшие артисты со всей страны должны были показывать мастерство в исполнении всех видов классических и народных танцев Таджикистана. Мне до сих пор не верится, но я заняла на конкурсе первое место и получила звание «Маликаи хушхиром», — с восторгом рассказывала потом американский хореограф.
***
…В 1947 году Мирзо Турсунзаде за цикл стихов об Индии получил высшую награду СССР – Ленинскую премию. В этом цикле особое место занимает стихотворение «Тара-Чандри» — об индийской танцовщице.
О Тара-Чандри, Тара-Чандри,
Плясунья всех времен!
О ты, индус, и ты таджик …
Как волшебница Комдэ
Ты дивной юностью полна,
О Тара-Чандри, Тара-Чандри,
Индийская луна!
Смотришь на танцы Тары Пандеи и думаешь, не о ней ли писал великий таджикский поэт.
«Во мне действительно много восточного, иначе таджики давно бы заметили, что в ансамбле «Лола» танцевала не таджичка», — говорит она с улыбкой на лице.
Везде, где бы она ни была — на Аляске, в Индии, на далеких райских островах — артистка фотографировалась в своей фирменной позе, демонстрируя гибкое тело и невероятную растяжку.
Эта сложная поза называется Бэкбэнд (Backbend) — спина изгибается так, словно человек вот-вот совершит мостик, руки при этом расставлены в стороны. Американка признается, что начала делать такие фотографии, чтобы мама и бабушка не волновались за нее во время длительных гастрольных туров.
«В 170 странах мира, где я успела побывать с более чем 1500 выступлений, я не забывала добавлять в свои танцы таджикские элементы», — говорит она.
***
Как пишут СМИ, вернувшись в США из Таджикистана, танцовщица не забросила свое увлечение, а наоборот стала активно продвигать таджикскую культуру в Штатах.
«Люди спрашивают меня, как выглядят танцы народов Центральной Азии, изучению которых я посвятила много лет и которыми я живу. «Что-то похожее на танец живота?» — спрашивают они. И мне, если честно, становится немного больно от этого, ведь культура стран Центральной Азии имеет 2000-летнюю историю, и Западу, к сожалению, она неизвестна, хотя им есть чему учиться у народов данного региона», — подчеркивает Т. Пандея.
Она надеется, что когда-нибудь уникальные танцы Центральной Азии получат заслуженное мировое признание и уважение. А пока Тара уверяет, что вложит все свои усилия в распространении их в больших городах мира.
«Я надеюсь, что больше людей смогут испытать вместе со мной великую красоту, которую я вижу через эти уникальные и физически сложные танцевальные формы. Пусть красота через искусство будет нашим оружием против тьмы!» — смеется хореограф.
На данный момент американка занимается несколькими танцевальными проектами, ездит по разным странам и дает мастер-классы. Недавно на месяц она побывала и в России — весь апрель американка провела в Санкт-Петербурге в поисках талантливых танцоров из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Ирана и Афганистана…