СЕГОДНЯ – ДЕНЬ СМЕХА. Аловуддин Абдуллоев рассказал корреспонденту НИАТ «Ховар», что такое юмор, как поднять себе настроение и почему важно улыбаться
ДУШАНБЕ, 01.04.2020 /НИАТ «Ховар»/. 1 апреля особый день в календаре — День смеха. Необычный неофициальный праздник, когда принято подшучивать друг над другом, разрешается даже немного обманывать. Сегодня, когда мы окружены негативной информацией, у каждого человека множество проблем, не стоит забывать о том, что юмор и шутки не только поднимают настроение, но и тем самым продлевают жизнь. Корреспондент НИАТ «Ховар» в Хатлонской области Зулайхо ГОИБОВА побеседовала с человеком, который вот уже много лет с экранов наших телевизоров дарит улыбки и заряжает нас особым позитивом, — Народным артистом Таджикистана известным актёром театра и кино Аловуддином АБДУЛЛОЕВЫМ.
— Как вы стали актёром?
— У меня с детства были способности пародийного актёра. Уже в первом классе в кругу семьи я мог пародировать своего учителя, соседей, родственников. Мой отец, хотя был строг и требователен, не прочь был пошутить. Со школьных лет некоторые ребята называли меня артистом. Мне это, конечно, очень нравилось. У нас в Курган-Тюбе (ныне Бохтар) в 1979 году на базе Дома культуры был открыт Государственный театр музыкальной комедии. Мне всегда было интересно бывать там, смотреть на настоящих артистов. Я следил за каждым их движением на сцене, мимикой, в целом за работой. После окончания десятилетки поступил в Таджикский институт искусств имени М. Турсунзаде на театральный факультет, после которого был приглашен сразу в два театра – Молодежный театр имени М. Вахидова и Таджикский государственный академический театр драмы имени А. Лахути. Многие мои однокурсники и я были приняты в театр-студию Валерия Ахадова «Полуостров».
В 1990 году вернулся в родной Курган-Тюбе, в Областной театр музыкальной комедии имени Ато Мухамаджанова, где проработал много лет и был его руководителем. Не вернуться я не мог, ведь это город моего детства, юности и творческих начинаний. А еще вернулся потому, что здесь мои родные, близкие и, конечно же, друзья.
— Не задумывались ли вы когда-нибудь о создании своего личного театра?
— Мне кажется, что это естественное желание для актёра — создать свой театр. Я не раз задумывался об этом. Театр, который бы я хотел создать, не должен быть ещё одним штампом театров, он должен приносить этическую, общественную пользу для людей. Это должен быть театр, где люди смогут получать моральное и духовное удовлетворение. Для этого мне как творческому человеку нужно многое обдумать, в каком театральном жанре он будет, может быть, пародии или комедии. Для меня это очень ответственное дело. Так что создание своего театра пока только в планах.
— Вы очень известны в нашей стране как человек, дарящий людям улыбки и хорошее настроение. Какой вы по жизни — весёлый или всё-таки серьёзный?
— По жизни, как ни странно, я самый обычный человек. Всё дело в том, что, помимо творческой работы, подготовки юмористических зарисовок для телевидения, съёмок, я ещё и заботливый отец, хороший муж, ответственный руководитель, который решает поставленные задачи. Я человек серьёзный в том смысле, что есть разница между работой, домом и отдыхом. Как отец я не имею права вести себя безответственно по отношению к своей семье или как руководитель — к своим сотрудникам. По натуре я мягкий и не конфликтный. Если посмотреть на комических актёров, то мы увидим, что у многих из них жизнь не сложилась так, как хотелось бы. У меня же, несмотря на жизненные препятствия, всё сложилось благополучно. Я «раб» любимой профессии, дружной семьи, у меня никогда не было плохих ролей или друзей. Можно сказать, что моя жизнь – полная чаша.
— Какая роль вами ещё не сыграна?
— По природе мне свойственны характерные роли. Несмотря на то, что я в основном играю комические роли, мне бы очень хотелось сыграть роль Отелло из трагедии Шекспира или короля Лира. Это те великие образы, о которых мечтают многие актёры. Могу с уверенностью сказать, что судьба меня радовала хорошими ролями в комедиях Мольера, произведениях А. Островского, были даже трагикомические роли, но хочется всегда чего-то нового. То, что ещё не сыграно, то и притягивает.
— Сейчас вы занимаетесь развитием культуры в Хатлонской области, являясь руководителем Управления культуры. Остаётся ли у вас время для съёмок в кино?
— Конечно. Совсем недавно, в марте, состоялась премьера фильма замечательного таджикского режиссёра Носира Саидова «Дорога». Снимал его не менее известный в нашей стране оператор Георгий Дзалаев. Кинокартина очень интересная, побуждает к размышлению. В ней рассказывается о трех женщинах, освободившихся из мест лишения свободы, которым на пути встречаются различные люди и ситуации. В фильме переплетаются три разные женские судьбы. Это не первый фильм Носира Саидова, в котором я снялся. До этого были «Истинный полдень», «Лунный папа», «Муаллим» и другие.
— Вы дарите всем нам позитив, но, думаю, что и у вас бывают моменты плохого настроения. Как вы поднимаете его себе?
— У меня есть сборник фильмов Чарли Чаплина, я их смотрю. Просматривая его работы, я понимаю, насколько был огромен творческий труд этого великого комика. Когда я прочитал книгу о великом советском режиссёре Леониде Гайдае, который снял шедевры кино, узнал, что он тоже увлекался творчеством Чаплина. Очень обрадовало, что у меня есть родственная душа, единомышленник.
— Что такое юмор, на ваш взгляд, и часто ли вы подшучиваете над людьми?
— По моему мнению, юмор помогает жить и в какой-то степени даже решать проблемы, а ещё оставаться здоровым, что немаловажно в наши дни. Человек с чувством юмора может решить многие проблемы с лёгкостью. Такому человеку легко по жизни, не зря же говорят, что смех продлевает жизнь.
— Насколько мне известно, вы уже свыше 14 лет снимаете свои «Шутки Аловуддина», которых в вашем багаже уже больше 150. Почему вы остановились именно на этом жанре?
— Любовь к юмору и актёрской работе у меня появилась ещё в детстве. То, что у нас в семье очень любили шутить, участие в школьных сценках не просто отразилось на выборе профессии, но и на дальнейших творческих начинаниях. Учась на первом курсе института, я уже себя считал народным артистом. Для меня было важно, во что бы то ни стало получить высшее театральное образование. Спустя годы я понял, что актёрская работа очень зависимая. Актёры зависят от режиссёров, руководства, обстоятельств. В кино или театре не всегда попадаются те роли, которые хотелось бы сыграть. Например, актёру хочется исполнить роль Отелло, а ему дают роль какого-нибудь могильщика. Именно из-за этого творческая карьера многих талантливых людей неудачно складывается. Я выбрал такие маленькие сюжеты «Шутки Аловуддина», в которых могу реализовать свои идеи, творческий потенциал, отразить недостатки современного общества. Всё, что ставится в театре или снимается в кино, прежде всего, несёт поучительный характер. Юмористические сценки – это отражение каких-то недостатков современного общества, людей через призму юмора. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, остальное все правда.
— Кто герои ваших шуток?
— За долгие годы работы были сотни образов: то это ворчливая бабушка, то жадный богач, то неблагонадёжный чиновник, то глупый водитель, неверная жена. Всех сегодня и не перечесть, герои были практически во всех отраслях и сферах.
— Сценарии для своих шуток вы сами пишете или их пишут для вас?
— Я сочиняю их сам, много читаю, что-то мне рассказывают мои знакомые или друзья. Они рождаются также в результате наблюдений за людьми.
— Откуда вы черпаете идеи для своих сценок?
— Источник моих идей — это народ. Знакомые, соседи, друзья, те же газеты, журналы — всё это побуждает меня к написанию сценариев. Я не сижу часами в размышлениях, что же мне снять, достаточно просто «окунуться» в народ, всё приходит само собой.
— Ваши шутки на телевидении — это театр одного актёра. Как вам удаётся перевоплощаться в образы?
— Обычно свои шутки я снимаю за короткий срок, в зависимости от сложности сюжета. Помогают снимать друзья и знакомые, мой сын оператор, дочь помогает гримировать. Мои образы, как зерно, созревают постепенно, чтобы не было чего-то недоигранного. Прежде чем снять шутку, я рассказываю другим людям, смотрю на их реакцию. Если людям смешно, значит, образ созрел.
— Юмор — это от природы или этому можно научиться?
— Чувство юмора – это божий дар, этому никак нельзя научиться.
— Что вы думаете о современном юморе?
— Понятие «юмор» для меня сложилось по фильмам Чарли Чаплина, Леонида Гайдая, Раджа Капура. Это именно тот юмор, который будет жить столетиями, всегда будет актуален и нести радость. Сегодня юмор не такой, как раньше, не долгожитель. Не побоюсь сказать, что он какой-то одноразовый, пошлый и не несёт в себе особой ценности для людей. Юмор, прежде всего, должен указывать людям на определённые недостатки общества, быть поучительным. К сожалению, нынешние юмористы об этом не задумываются.
— Давайте представим, что у вас 1 миллион евро. Что бы вы с ним сделали?
— Однажды мне приснился сон, что я нашёл крупную сумму денег и раздал их тем, кто в них нуждается. Думаю, если бы я нашёл 1 миллион евро, то, как и моя коллега по ремеслу Чулпан Хаматова, с которой мы снимались в фильме «Лунный папа» и общаемся по сей день, занялся бы благотворительностью. Возможно, на часть денег снял бы фильм или направил на развитие одного из театров.
— Что вы можете сказать о сегодняшней публике?
— Наша публика немного специфична и отличается от любой другой. Для нашей публики очень важно действие, герои должны действовать, говорить, показывать, рассказывать.
СПРАВКА НИАТ “ХОВАР»:
Аловуддин Абдуллоев родился 15 мая 1965 года в Курган-Тюбе. Там же окончил десятилетку. В 1982 году поступил в Таджикский институт искусств имени М. Турсунзаде на театральный факультет (отделение актера драмы и кино). Работал актером, затем — директором в Областном театре музыкальной комедии имени Ато Мухамеджанова, сегодня возглавляет Управление культуры Хатлонской области.