«ДЕТИ ПАМИРА». Первый свой фильм выдающийся режиссер Владимир Мотыль снял на киностудии «Таджикфильм»

Апрель 1, 2020 08:40

ДУШАНБЕ, 01.04.2020 /НИАТ «Ховар»/. Ровно 50 лет назад, 30 марта 1970 года,  на экраны вышел фильм режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», по праву считающийся первым советским вестерном.  Сегодня мало кто знает, что  свой первый самостоятельный фильм  этот выдающийся режиссер снял  на  киностудии «Таджикфильм». Это было в далеком 1962 году, и этот фильм называется «Дети Памира»…

 Среди людей старшего поколения на постсоветском пространстве трудно найти человека, который не видел бы или не слышал о культовом художественном фильме «Белое солнце пустыни».

НА ФОТО: режиссер В. Мотыль

В эти дни этой знаменитой и всенародно любимой кинокартине исполняется 50 лет. В первый же год после выхода на экран фильм посмотрели более пятидесяти миллионов зрителей. Его моментально разобрали на цитаты, самой популярной из которых является «Я мзду не беру, мне за державу обидно». Несмотря на то, что критики тогда восприняли его неоднозначно, а Государственную премию, причем не СССР, а России, картина получила только в 1998 году, сегодня можно с полным правом говорить о космическом успехе фильма. Именно его смотрят все наши космонавты перед стартом, а  к актерам, исполнявшим главные роли, намертво пристали имена их персонажей. Жаль только, что всенародная любовь не смогла защитить артистов от житейских невзгод и смертельных болезней.

Да, режиссёром-постановщиком фильма является Народный артист России Владимир Мотыль. Его фильмография насчитывает более  десяти кинокартин. Но не все, наверное, знают, что свой первый  фильм – «Дети Памира» он в 1962 году снял на киностудии «Таджикфильм» и был удостоен Государственной премии имени А. Рудаки.  Премьера фильма состоялась в Душанбе в декабре 1962 и затем в Москве 28 августа 1963 года.

НА ФОТО: кадр из фильма «Дети Памира»

Действие фильма происходит в начале 20-х годов в высокогорном кишлаке на Памире, где люди живут в нищете и скудности.  Главным героем фильма является юноша, который организует для ребят школу и становится ее первым учителем. И дети впервые видят  глобус и узнают, что земля круглая.  Впервые учатся грамоте.   Но приходит горестная весть о смерти Ленина… По вызову райкома учитель уезжает в Хорог. Дети, которые от него узнали, что и их новая жизнь, и их школа, и их собственное счастливое будущее связаны с именем Ленина, убиты горем. А тут еще и школу внезапно закрыли. Они отправляются вслед за учителем в город, потому что не могут быть без школы. В пути они едва не погибают. Их удается спасти.

«Вот и все» — так гласит последняя надпись на экране. Для воплощения несложного, несколько прямолинейного, и поэтому еще более трудного для экранизации сценария режиссер нашел свежую, необычную форму.

Роль  Даврона в фильме играе Бодурбек  Мирзобеков, Акбархона, сына судьи – Олег Тулаев, Заррины – Нина Сандалова, Саидбека – Валерий Лебедев, Навруза – Мансур Гурминджев, Атобека – Ираклий Нижарадзе, Сафара – Носир Хасанов, врача – Раиса Куркина, командира – Николай Бармин.

В одном из своих интервью Мотыль рассказывает об этом фильме так:

— Я дебютировал на киностудии «Таджикфильм». В России у меня тогда никаких творческих перспектив не было. Дело в том, что я сделал два крамольных спектакля в Свердловском городском ТЮЗе, где был главным режиссером, и на мне поставили политический крест. Гонителем моим был не кто иной, как секретарь обкома партии Филипп Ермаш, который позже, по иронии судьбы, стал «министром кино». Так что плохи были мои дела… Но, как говорится, что Бог ни делает, все к лучшему. Мои тогдашние друзья — режиссер Юлий Карасик и сценарист Анатолий Гребнев рекомендовали меня в Госкино, когда в Таджикистане завалилась едва начатая картина. Поначалу (не пугайтесь — я тоже тогда испугался) она называлась «Ленин на Памире», ведь сценарий был написан на основе одноименной  поэмы Народного поэта Таджикистана, лауреата Госпремии СССР Мирсаида Миршакара.

Мне врезался в память урок Михаила Ильича Ромма, которому однажды я принес свое отчаяние, — вот, дескать, срезался я в свое время во ВГИКе, а теперь без кино не могу жить. Мне уже было за тридцать. Ромм принял меня у себя дома, мы проговорили почти два часа, и он сказал: первое, что вам подвернется, беритесь и делайте. Потому что, если в вас есть искра божья, то получится. Вы преобразуете материал, внесете в него свою душу. Соглашайтесь, потом разберетесь в деле.

Я был очарован Востоком, тем, как люди берегут свои корни, уважают традиции, стариков. Казалось, дебют был успешным, картину выдвинули на Ленинскую премию. В тот же год выдвигалась и повесть «Один день Ивана Денисовича». Но с подачи идеологов ЦК КПСС создали партгруппу комиссии по премиям и, оболгав Солженицына, проголосовали против. «Обрушили» и «Детей Памира». Опять постарался бывший секретарь обкома партии, который не мог забыть наших схваток на комсомольской конференции. Он сделал все, чтобы «Дети Памира» премию не получили. Мой дебют был вычеркнут из участия на Каннском фестивале, на Венецианском. Но Таджикистан настоял, чтобы этот фильм показали на Востоке. И картина получила приз в Джакарте…».

Да, фильм «Дети Памира» уже в 1963 году получил диплом 2-й степени на Смотре-соревновании кинематографистов Средней Азии и Казахстана в Душанбе, а в 1963 году – Государственную премии имени Абуабдулло Рудаки, диплом Союза кинемтографистов СССР на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и премию имени Патриса Лумумбы на Международном кинофествале стран Азии и Африки в Джакарте.

…В 1998 году в Москве состоялись Дни Душанбе. В делегацию входило много деятелей литературы и культуры, в том числе писатель, режиссёр и киносценарист Сайф Рахимзод Афарди.  Мы  с ним были знакомы ещё со студенческих лет. Перед нашим возвращением он в вестибюле гостиницы «Россия», куда-то торопясь, бросил мне на ходу: «Не могу не повидаться с мэтром». Я только успел спросить, кто это? «Владимир Яковлевич  Мотыль», — ответил Сайф.

НА ФОТО: Народный артист Таджикистана Носир Хасанов в роли Сафара в фильме «Дети Памира».

А когда вернулся, сказал, что Владимир Яковлевич принял его очень тепло, узнав, что он из Душанбе.

«Я люблю Таджикистан, его природу, гостеприимных и трудолюбивых людей, там я по-настоящему начал свою карьеру режиссёра. На киностудии «Таджикфильм» я не только обрёл многих друзей, но и немалому научился у таких мастеров, как Борис Кимягаров, Тахир Сабиров, Владимир Хабур и других. Я помню их всех и дорожу этой памятью», — сказал В. Мотыль.

 

                                                                   Мансур СУРУШ,
литературный обозреватель НИАТ «Ховар»

 

Апрель 1, 2020 08:40

Другие новости этой рубрики

СЕГОДНЯ – ДЕНЬ ТАДЖИКСКОГО ТЕАТРА. Общечеловеческий праздник, не знающий национальных и религиозных границ
В Ферганской области Узбекистана состоялось 203-е заседание научно-литературного кружка «Ганджи сухан»
С 7 по 14 ноября в ГИТИС пройдёт Театральный фестиваль стран СНГ
«ЧЕЛОВЕК МЕНЯЕТ КОЖУ». В 2023 году исполнится 90 лет роману Бруно Ясенского, повествующему о строительстве плотины через реку Вахш
Фильм «Третья мировая война» представит Иран на Оскаре в 2023 году
На побережье ОАЕ нашли христианский монастырь
«РОЛЬ XVI СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА В УКРЕПЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА». В Национальном музее открылась выставка под таким названием
В рамках Дней культуры иранская делегация посетила Бохтар
КОВЁР СТОИМОСТЬЮ 300 ТЫСЯЧ СОМОНИ! Сегодня в Худжанде началась выставка-продажа продукции Ирана
ФОТОКАДР. Малайзия, Куала-Лумпур, фестиваль таджикских фильмов
«СЕМЬ ЗВЕЗД». В Худжанде проходит фестиваль-конкурс профессиональных театров
В Самарканде проходит Международная неделя паломнического туризма

Актуальные новости